МААМ-картинки

Содержание и особенности работы с одарёнными дошкольниками в образовательной организации

Наталья Шахин
Содержание и особенности работы с одарёнными дошкольниками в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание и особенности работы с одарёнными дошкольниками

в образовательной организации в соответствии с ФГОС.

Проблема работы с одарёнными детьми на сегодня является одной из современных задач модернизации образования, поэтому работа в этом направлении признана одной из приоритетных в образовании на государственном уровне. В настоящее время интерес к таким детям очень высок из-за потребности общества в неординарной творческой личности, т. к. неопределённость современной окружающей среды требует высокой активности человека, умений и способности нестандартно мыслить.

Публикация «Содержание и особенности работы с одарёнными дошкольниками в образовательной организации» размещена в разделах

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Для одарённых детей на ранних этапах развития характерна высокая чувствительность к новизне ситуации, проявляющиеся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет. У детей проявляется познавательная потребность, т. е. потребность в новых впечатлениях, повышенная любознательность, способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, отличная память, основывающаяся на развитии речи и абстрактном мышлении, большой словарный запас и повышенная концентрация внимания. Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

- в образовательной деятельности всё легко и быстро усваивают,

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются,

- быстро запоминают услышанное и прочитанное,

- решают сложные задачи, требующие умственного усилия,

- задают много вопросов, т. к. интересуются многим,

- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения,

- очень наблюдательны, восприимчивы, быстро реагируют на всё новое и неожиданное.

Можно выделить две категории одаренных детей в дошкольном возрасте :

- дети с высоким общим уровнем умственного развития,

- дети с признаками специальной творческой одарённости (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной).

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в образовательной организации благоприятных условий за период дошкольного детства ребёнок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одарённости. Такими условиями являются:

- наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов,

- наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей разнообразную деятельность ребёнка,

- создание атмосферы поощряющей проявление индивидуальности и доброжелательности, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости,

- наличие образовательной системы.

ФГОС расширяют возможности использования основных подходов к разработке содержания учебных программ для одарённых детей. К основным подходам относятся:

- ускорение (позволяет учесть потребности и возможности одарённых детей, отличающихся ускоренным темпом развития).

- углубление (эффективен для детей, которые обнаруживают особый интерес к той или иной образовательной области, предполагая более глубокое изучение,

- обогащение (может осуществляться через погружение воспитанников в исследовательские проекты,

- проблематизация (предполагает стимулирование личностного развития детей через использование оригинальных объяснений, что способствует формированию у воспитанников рефлексивного сознания). Обогащение и проблематизация являются наиболее перспективными подходами, позволяющими максимально учесть познавательные и личностные особенности одарённых детей.

Чтобы развивать креативность дошкольников педагог сам должен быть творческим: стремиться к открытию новых методов в обучении, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки, уважать детские вопросы и любопытство, внимательно выслушивать каждого воспитанника, находить для этого время и отвечать на все вопросы детей.

Работа с такими детьми-дошкольниками заключается в своевременном выявлении у них предпосылок одарённости, проводим работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей и узких специалистов. Главным принципом работы является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Когда такие дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес и желание заниматься. Дополнительная ответственность педагога перед одарённым ребёнком заключается в создании условий для полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию их развития способностей проходила эта работа. Поэтому работа в нашей образовательной организации с одарёнными воспитанниками строится параллельно с основными видами и направлениями программы. Ведущей деятельностью одарённых детей, также как и обычных, продолжает оставаться игра, неизменно вызывающая их интерес и эмоциональный отклик. Соответственно она остаётся основной формой проведения развивающих занятий, на которых большая часть заданий даётся в игровой форме. В процессе образовательной деятельности использую принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности, возрастания роли нерегламентированной деятельности, создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя, а также принцип свободы выбора. Ведущими моими методами являются методы творческого характера (проблемные, поисковые, исследовательские, проектные) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал. Основной акцент делаю не на то, что изучать и исследовать, а на то, как изучать. Следовательно, не сообщаю детям знания в готовом виде, а ставлю перед ними проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения, строя образовательный процесс вокруг ребёнка. Моя роль при этом сводится к наблюдению и поддержке детских интересов. Результатом проведения образовательной деятельности с использованием проблемно-поисковой технологии становится не просто качественное усвоение знаний, но и мощное развитие интеллекта, творческих способностей детей, т. к. данный вид технологии предполагает постоянную включённость детей в познавательную ситуацию и внутренний поиск.

Положительных результатов в работе с одарёнными дошкольниками позволяет достичь использование проектно - исследовательской деятельности, способствующей эффективной реализации особенностей их развития без ущерба для окружающих и образовательного процесса.

Как показывает практика, эффективным методом взаимодействия педагога с одарённым ребёнком являются индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. При организации индивидуальной работы знакомлюсь с данными психолога (ведущий тип памяти, мышления, объём внимания, карта интересов, составляю план занятий с ребёнком с учётом его интересов, склонностей и психических особенностей, индивидуальный маршрут, разрабатываю систему продуктивных заданий с соответствующей степенью сложности, определяю темы консультаций с родителями.

Одарённость – сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одарённости можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, хорошую память, абстрактность мышления, настойчивость. К отрицательным – индивидуализм, различную скорость мышления, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость. Следует сказать, что одарённые дети доставляют неудобства не только другим, но и самим себе. Наиболее ярко это проявляется в общении, т. е. возникают проблемы межличностной коммуникации одарённых детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они вызывают тем самым, недовольство со стороны остальных участников игры. Позже одарённые дети бывают, склонны к командованию, управлению другими, становятся более нетерпимыми. Отсюда вытекает ещё одна важная задача педагога при работе с одарёнными воспитанниками – создание благоприятной обстановки в коллективе, разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.

Статью составила:

воспитатель Шахин Н. Н.

2022 год.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьмиЛэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Особенности работы тьютора в образовательной модели «Ресурсная группа» в ДОО Целью создания ресурсных групп в ДОО является не только подготовить детей к школе, но и обучить их навыкам самообслуживания и коммуникации,.

Результаты работы с дошкольниками младшей группы по организации кружка дополнительного образованияРезультаты работы с дошкольниками младшей группы по организации кружка дополнительного образования В 2019-2020 учебном году с дошкольниками младшей группы были организованы занятия покружку дополнительного образования «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»(по.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Содержание и особенности работы с одарёнными дошкольниками в образовательной организации
Опубликовано: 4 апреля 2022 в 23:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание и особенности работы с одарёнными дошкольниками в образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шахин (УИ 938751) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД