Наталья Шахин
Содержание и особенности работы с одарёнными дошкольниками в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание и особенности работы с одарёнными дошкольниками
в образовательной организации в соответствии с ФГОС.
Проблема работы с одарёнными детьми на сегодня является одной из современных задач модернизации образования, поэтому работа в этом направлении признана одной из приоритетных в образовании на государственном уровне. В настоящее время интерес к таким детям очень высок из-за потребности общества в неординарной творческой личности, т. к. неопределённость современной окружающей среды требует высокой активности человека, умений и способности нестандартно мыслить.
Публикация «Содержание и особенности работы с одарёнными дошкольниками в образовательной организации» размещена в разделах
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.
Для одарённых детей на ранних этапах развития характерна высокая чувствительность к новизне ситуации, проявляющиеся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет. У детей проявляется познавательная потребность, т. е. потребность в новых впечатлениях, повышенная любознательность, способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, отличная память, основывающаяся на развитии речи и абстрактном мышлении, большой словарный запас и повышенная концентрация внимания. Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:
- в образовательной деятельности всё легко и быстро усваивают,
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются,
- быстро запоминают услышанное и прочитанное,
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия,
- задают много вопросов, т. к. интересуются многим,
- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения,
- очень наблюдательны, восприимчивы, быстро реагируют на всё новое и неожиданное.
Можно выделить две категории одаренных детей в дошкольном возрасте :
- дети с высоким общим уровнем умственного развития,
- дети с признаками специальной творческой одарённости (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной).
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в образовательной организации благоприятных условий за период дошкольного детства ребёнок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одарённости. Такими условиями являются:
- наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов,
- наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей разнообразную деятельность ребёнка,
- создание атмосферы поощряющей проявление индивидуальности и доброжелательности, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости,
- наличие образовательной системы.
ФГОС расширяют возможности использования основных подходов к разработке содержания учебных программ для одарённых детей. К основным подходам относятся:
- ускорение (позволяет учесть потребности и возможности одарённых детей, отличающихся ускоренным темпом развития).
- углубление (эффективен для детей, которые обнаруживают особый интерес к той или иной образовательной области, предполагая более глубокое изучение,
- обогащение (может осуществляться через погружение воспитанников в исследовательские проекты,
- проблематизация (предполагает стимулирование личностного развития детей через использование оригинальных объяснений, что способствует формированию у воспитанников рефлексивного сознания). Обогащение и проблематизация являются наиболее перспективными подходами, позволяющими максимально учесть познавательные и личностные особенности одарённых детей.
Чтобы развивать креативность дошкольников педагог сам должен быть творческим: стремиться к открытию новых методов в обучении, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки, уважать детские вопросы и любопытство, внимательно выслушивать каждого воспитанника, находить для этого время и отвечать на все вопросы детей.
Работа с такими детьми-дошкольниками заключается в своевременном выявлении у них предпосылок одарённости, проводим работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей и узких специалистов. Главным принципом работы является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Когда такие дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес и желание заниматься. Дополнительная ответственность педагога перед одарённым ребёнком заключается в создании условий для полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию их развития способностей проходила эта работа. Поэтому работа в нашей образовательной организации с одарёнными воспитанниками строится параллельно с основными видами и направлениями программы. Ведущей деятельностью одарённых детей, также как и обычных, продолжает оставаться игра, неизменно вызывающая их интерес и эмоциональный отклик. Соответственно она остаётся основной формой проведения развивающих занятий, на которых большая часть заданий даётся в игровой форме. В процессе образовательной деятельности использую принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности, возрастания роли нерегламентированной деятельности, создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя, а также принцип свободы выбора. Ведущими моими методами являются методы творческого характера (проблемные, поисковые, исследовательские, проектные) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал. Основной акцент делаю не на то, что изучать и исследовать, а на то, как изучать. Следовательно, не сообщаю детям знания в готовом виде, а ставлю перед ними проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения, строя образовательный процесс вокруг ребёнка. Моя роль при этом сводится к наблюдению и поддержке детских интересов. Результатом проведения образовательной деятельности с использованием проблемно-поисковой технологии становится не просто качественное усвоение знаний, но и мощное развитие интеллекта, творческих способностей детей, т. к. данный вид технологии предполагает постоянную включённость детей в познавательную ситуацию и внутренний поиск.
Положительных результатов в работе с одарёнными дошкольниками позволяет достичь использование проектно - исследовательской деятельности, способствующей эффективной реализации особенностей их развития без ущерба для окружающих и образовательного процесса.
Как показывает практика, эффективным методом взаимодействия педагога с одарённым ребёнком являются индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. При организации индивидуальной работы знакомлюсь с данными психолога (ведущий тип памяти, мышления, объём внимания, карта интересов, составляю план занятий с ребёнком с учётом его интересов, склонностей и психических особенностей, индивидуальный маршрут, разрабатываю систему продуктивных заданий с соответствующей степенью сложности, определяю темы консультаций с родителями.
Одарённость – сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одарённости можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, хорошую память, абстрактность мышления, настойчивость. К отрицательным – индивидуализм, различную скорость мышления, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость. Следует сказать, что одарённые дети доставляют неудобства не только другим, но и самим себе. Наиболее ярко это проявляется в общении, т. е. возникают проблемы межличностной коммуникации одарённых детей. Беря на себя роль организатора, руководителя в раннем возрасте, они вызывают тем самым, недовольство со стороны остальных участников игры. Позже одарённые дети бывают, склонны к командованию, управлению другими, становятся более нетерпимыми. Отсюда вытекает ещё одна важная задача педагога при работе с одарёнными воспитанниками – создание благоприятной обстановки в коллективе, разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Статью составила:
воспитатель Шахин Н. Н.
2022 год.