Ирина Жилиховская
Социальная и психологическая ценность дошкольного детства
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство - фундамент жизни. Без полноценного переживания его, последующая жизнь ребенка может быть ущербной» Я. Корчак
Аннотация: в данной статье авторами рассматривается актуальная проблема развития личности ребенка в период дошкольного детства, определяется ценность этого периода для развития физического и психологического здоровья, а также хорошей подготовки к будущей жизни в современном обществе.
Публикация «Социальная и психологическая ценность дошкольного детства» размещена в разделах
Ключевые слова: дети, ценности, личность, ребёнок, дошкольники, развитие, поисково-исследовательская деятельность, дошкольный возраст.
Наши дети – это самые счастливые искатели приключений, которые очень хотят познать этот мир. Им интересно всё! Его мир, мир здорового, психически и психологически благополучного ребёнка, - яркий, красочный, добрый.
Современный ребёнок – это личность, индивидуальность. Главное - суметь воспитать чувства ребёнка, прививать ему интерес к окружающему миру, и роль обучения будет иной, это будет развитие готовности к самостоятельному познанию.
Научить ребёнка мыслить и самостоятельно добывать знания – это педагогическая цель современного образования. А основной задачей педагога - является установка на развитие творческой деятельности ребёнка, умение расковать мысль малыша, побудить стремление создавать что-то новое, делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения.
Мы, воспитатели, должны уметь увлечь и очаровывать воспитанников, «заражать» их ценностями и смыслами жизнедеятельности. Для полноценного развития личности ребёнка необходимо создать здоровую, социальную и психологическую атмосферу.
Основы социально-личностного развития зарождаются и развиваются в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Современный человек должен уметь: самостоятельно оценивать себя и свои поступки; понимать окружающий мир природы и мир людей; принимать самостоятельные решения относительно себя, других людей, социальных групп и общества в целом.
Человек развивается всю сознательную жизнь, но если говорить о социальной и психологической ценности дошкольного детства, то её можно сравнить с хорошим крепким фундаментом дома.
Перед дошкольными учреждениями страны сегодня стоит множество непростых задач. Они давно переросли свои первоначальные функции, поэтому в настоящее время востребован не просто воспитатель, а мега-воспитатель – исследователь, психолог, социолог.
Мы, воспитатели, наверное,самые счастливые люди, нам доверяют самое ценное, что есть в жизни, - это дети. Мы соприкасаемся с душой ребёнка и хотим помочь сохранить её чистой и светлой. Известный детский психолог В. В. Зеньковский писал о раннем детстве : «Типическая его черта – хрупкость и нежность. Личность ребёнка очень хрупка и требует к себе внимательного и бережного отношения, так как она иначе может согнуться под действием внешних сил, может искривиться, приостановиться в своём развитии, приобрести черты извращённости. Эти лёгкая податливость ребёнка, малая сопротивляемость, чрезвычайная хрупкость детской души ведут к тому, что ей чрезвычайно легко нанести глубокую рану».
Дошкольный период – это период формирования характера и правил поведения ребенка. Никакие психологические качества, или форма поведения не появляется в готовом виде, а проходит достаточно длительно скрытый период развития. Многие качества личности и формы поведения становятся заметными и открытыми у человека спустя много времени, когда человек достигает значительной социально-психологической зрелости.
Личность ребенка начинает формироваться с раннего возраста. Дети наблюдают за окружающими людьми и получают основной источник личностной социализации. В раннем возрасте они очень многому учатся: они осваивают разнообразные действия с предметами, у них развивается понимание речи, они получают ценный опыт эмоционального общения со взрослыми. Все это рождает у ребенка веру в свои способности и возможности, стремление к самостоятельному взаимодействию с окружающим миром.
Поэтому, наша задача поддержать стремление ребенка к самостоятельности, не подорвать его веру в собственные силы, поощрять положительные эмоции, помочь заметить рост своих достижений и ощутить радость от успехов.
Современным детям часто не хватает общения, они теряются в мире
информации, им хочется больше разговаривать и совместно действовать. Поэтому, детский сад - это то место, где они реализуют принципиальные для них потребности. С первых дней пребывания ребенка в детском саду, наша задача. поддерживать и развивать стремление к общению и обогащению личного практического опыта, придать отношениям между сверстниками положительную направленность. Нужно, чтоб каждый ребенок, чувствовал себя уверенно и комфортно в доброжелательной атмосфере детского сада.
Каждый ребенок стремится к активной деятельности и очень важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем разнообразней детская деятельность, тем успешнее идет его развитие и реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.
Поэтому, такие виды деятельности как: экспериментирование, предметная,
изобразительная и художественная деятельность, общение со сверстниками и
взрослыми, детский труд, игра – очень важны для ребенка. Игра становится
содержанием и формой организации жизни в детском саду.
Педагогическая цель современного образования - научить ребёнка мыслить и самостоятельно добывать знания. А основной задачей воспитателя является установка на развитие творческой деятельности ребёнка, умение расковать мысль малыша, побудить стремление создавать новое, нестереотипное, делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения.
Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из компонентов проекта ФГОС. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. В Законе РФ «Об образовании» устанавливаются общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь, должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации. Главной задачей воспитания в современном обществе – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, которому принадлежит. Социум определяется как окружение, в котором формируется человек; среда, влияние которой испытывает человек в процессе своей жизнедеятельности, пространство – предметное, культурное, духовное – где он реализует свою активность. Дошкольное образование является основным первым и определяющим начало социализации. Движущей силой социального развития выступает деятельность, в процессе которой в рамках сотрудничества со взрослыми, самостоятельной деятельности, путём научения, подражания, ребёнок приобретает социальный опыт.
В детском саду №12 города Тимашевска Краснодарского края, которым руководит Корниенко Ольга Владимировна, созданы руками педагогов социальная среда и здоровая психологическая атмосфера, способствующая формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой.
Наш девиз – «Детство – это те ворота, через которые проходят все чувства, посещающее человеческое сердце и остаются на долгие годы, а некоторые и на всю жизнь» - эти слова говорят о том, что нет ничего прекрасней счастливого детства и нет ничего ответственнее, чем дать каждому ребёнку такое детство.
Необходимо не только давать знания, но и вызывать ответное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств.
Процесс познания социальной действительности находит отражение в нашем детском саду в разнообразной детской деятельности. В нашем учреждении созданы условия для обеспечения комплексного развития воспитанников. Проводится огромная работа по физическому воспитанию, умственному, художественно-эстетическому, эколого-краеведческому, речевому развитию детей. Планируя работу в том или ином направлении, соблюдается главное условие ФГОС– это учёт возрастных особенностей психического развития детей дошкольного возраста, т. е. специфики дошкольного детства. Осуществляется дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, сочетая подгрупповые и индивидуальные формы взаимодействия педагогов с детьми.
Решая задачи социально-личностного развития, педагоги ориентируются на: широкое использование непосредственно предметного окружения, развивающей среды, созданной в каждой группе и в ДОУ в целом, организацию регулярной и разнообразной деятельности детей, общения; использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы; совместную творческую деятельность воспитателя с детьми (создание альбомов, библиотек из своих собственных книг, коллективных работ и т. д); регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему социально-личностного воспитания; сочетание педагогических мероприятий с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик.
В работе с детьми по социально-личностному развитию наиболее эффективными приёмами являются дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, тематические обобщающие беседы, создание проблемных ситуаций. В работе важное место занимает коллективное совместное с детьми творчество. Оно приносит не только радость, но и огромную пользу.
1. Особое место в саду отводится использованию здоровьесберегающих технологий, физкультурно-оздоровительной работе с детьми. В детском саду проводятся физкультурные занятия, физкультурные досуги, спортивные праздники. Помимо этого, регулярно проводятся утренняя гимнастика, физминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна. В группах проводится кварцевание.
2. Большое внимание в детском саду отводится организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Дети уже с младшей группы начинают осваивать азы «Дорожной азбуки». Интересно проводятся занятия по изучению основ безопасности жизнедеятельности. Есть уголки с красочными пособиями и экспонатами по БДД, по безопасности жизнедеятельности.
Особое значение в нашем дошкольном учреждении отводится психолого-педагогической работе. Педагогами организуются групповые и индивидуальные занятия, во всех группах проводится диагностика «Личностного уровня развития», в подготовительной группе диагностика подготовки к школьному обучению.
3. Огромную работу ведёт наш музыкальный руководитель Карпенко О. В. Помимо музыкальных занятий, календарных праздников организуются различные тематические праздники, развлечения: «Покровские посиделки», «Моя любимая мама», «Весёлая масленица», «День птиц»; тематические праздники. Была проведена «Неделя произведений классиков». «Неделя» завершилась музыкально-литературным вечером «Что за прелесть эти сказки!», где группы всех возрастов соревновались в конкурсе чтецов.
4. В детском саду созданы условия для ознакомления детей с природой. Есть метеорологическая станция, лаборатория, групповые уголки, огород, фруктовый сад. Учебно-воспитательный процесс организовывается таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий мир, умели устанавливать взаимосвязи и умели применить полученные знания практической деятельности.
Ведётся работа по Кубановедению. Проводятся викторины, тематические вечера, выставки рисунков «Любимый город», «Моя Родина – Тимашевск».
5. В саду создан этнографический музей «Деревенская изба», экспонаты которого собирались усилиями сотрудников и родителями наших воспитанников. Занятия в этом музее являются частью работы по приоритетному направлению «Приобщение детей к культуре русского народа».
В нашем саду осуществляется инновационная деятельность – проектная:
Инновационный проект «Формирование патриотических чувств у дошкольников через комплекс мероприятий, входящих в часть образовательной программы, формирующей участниками образовательных отношений»; «Робототехника в детском саду : нужна ли она детям 5-6 лет?», «Экономическое воспитание старших дошкольников»
На базе нашего детского сада была стажировочная площадка по проблеме «Формирование проектных компетенций воспитателя детского сада в условиях ФГОС ДО»
Инновационная площадка по теме: «Новая модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, направленная на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности». Выпущены сборники, в которых представлены теоретические материалы по теме инновационной работы, методические пособия по использованию игр, упражнений, ситуационных задач, направленных на развитие поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников, по созданию предметно-развивающей среды для организации исследовательской деятельности детей, подобраны диагностические методики диагностики развития исследовательской деятельности старших дошкольников. А так же, муниципальная инновационная площадка «Я-эксперементатор» /Поисково-исследовательская работа дошкольников/ и инновационная площадка федерального бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии» по теме «STEM- образование детей дошкольного и школьного возраста»
Педагогами созданы экологические, краеведческие проекты и проекты, посвящённые Великой Отечественной войне. Технология проектирования является уникальным средством поэтапного движения к цели, средством развития ребёнка под влиянием взрослого и благодаря собственной активности.
Важной областью психологической работы является также установление партнёрских отношений с родителями. Работа с родителями реализуется по программе «Ребёнок-родители-детский сад». В этом направлении ведё тся огромная работа: создан консультативный пункт «Школа молодых родителей». Ни одно мероприятие в детском саду, ни один праздник не обходится без их участия. Совместная работа педагогов и родителей создаёт условия для благоприятного социально-психологического развития ребёнка.
Современные условия жизни требуют глубоких изменений в системе дошкольного образования. Ситуация на сегодняшний день такова, что многие дети не имеют возможности посещать детский сад Общей характерной чертой неорганизованных детей является неравномерное развитие познавательных процессов, а также наличие определенных трудностей в сфере общения.
В то же время общеизвестно, что поступление ребенка в школу, вхождение его в новое детско-взрослое сообщество, в новую деятельность – учебную, связано с большим физическим и психическим напряжением, что негативно может влиять на его здоровье, желание учиться. Поэтому, полноценное физическое и психическое развитие ребенка в период дошкольного детства, подготовка к школе весьма актуальна. Современные исследования показывают, что 30–40% детей, приходящих в 1-й класс массовой школы, не достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению.
Дети, посещающие детский сад, могут успешно обучаться в школе, вызвать уважение у окружающих, отличаться своей ответственностью, что позволяет им в полной мере добиваться поставленных целей. Неорганизованные же дети обладают прямо противоположными качествами личности, такими, например, как беспорядочностью, недисциплинированностью, несобранностью, спонтанностью поведения и другими.
В соответствии с ФГОС ДО от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является 6. следующее: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».
Однако традиционные технологии ни в ДОУ, ни в семье, ни в группах по подготовке детей к школьному обучению, которые организуются в школе, не могут обеспечить положительный результат в решении вышеперечисленных целевых ориентиров ни в детском саду, ни в семье.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением, семьей сегодня стоит задача добиться, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, но и, обязательно, инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. А развитие активности мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания, что возможно только в поисково-исследовательской деятельности. Именно в рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение, активное освоение мира. Детям не сообщаются новые знания, не предполагаются способы действия, а создается проблемная ситуация, которую решает сам ребенок, при этом сам самостоятельно устанавливает связи и отношения, а значит, развивается его память, мышление, воображение, речь, творческая активность и самостоятельность – основные базисные качества личности.
Проанализировав ФГОС ДО, ряд программ по дошкольному воспитанию, именно по подготовке детей к школе, мы пришли к выводу, что все они указывают на необходимость детского исследования и экспериментирования, но сам процесс не раскрыт, не раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности, что не позволяет практикам реализовывать программу подготовки к школе даже в условиях ДОУ. Имеющиеся программы и методические рекомендации по подготовке детей к школе не направлены на решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования, на формирование метапредметных исследовательских умений дошкольников и младших школьников, что является целевой установкой ФГОС, одной из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов вообще.
Таким образом, было принято решение о создании новой модели развития поисково-исследовательской активности дошкольников, не посещающих ДОУ, через внедрение в программу работы консультационного пункта работу клуба «Я экспериментатор». Разработанные в ходе эксперимента программа поисково-исследовательской деятельности дошкольников, методические рекомендации и др. окажут практическую помощь педагогам ДОУ и учителям начальной школы в организации поисково-исследовательской деятельности с детьми в ДО, в семье и в организации других форм работы по подготовке детей к школе. Для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.
7. Мы уверены, что именно поисково-исследовательская деятельность и система работы по разработанной нами программе обеспечит и проблему преемственности между ДОУ и начальной школой.
Актуальность выбранной темы объясняется и тем, что в районе проживает 9300 детей. Из них детей от 5 до 7 лет 1600 чел. Посещают ДОУ 5 700 чел., в подготовительных группах ДОУ – 640 чел. Таким образом, подготовка детей к школе в домашних условиях осуществляется у 1160 детей. Есть предположение, что у большинства этих детей не будут сформированы способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Эти дети не смогут получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов и нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления. Эта проблема остро встает перед учителями начальных классов. Использование разработанной программы открывает новые возможности подготовки к школе дошкольников, не посещающих ДОУ в рамках работы консультационного пункта.
Л. С. Выготский не раз подчеркивал открытость ребенка миру, которая выражается в его стремлении активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации, но и занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию. Внутренняя позиция специфична для каждого возраста, она обуславливает общий характер переживаний ребенка, систему его отношений к действительности и таким образом создает единство и целостность его возрастного облика.
8. В МБДОУ обеспечена теоретическая подготовка педагогов, проведены консультации, семинары и практикумы по организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников, развитию их творческих способностей. Издано методическое пособие с теоретическими материалами по проблеме экспериментальной работы.
Опубликован цикл конспектов по разным образовательным областям с использованием элементов поисково-исследовательской деятельности.
Разработаны проблемно-поисковые ситуации в разных видах деятельности дошкольников.
Для определения показателей и критериев уровня овладения детьми исследовательской деятельности в ДОУ разработана циклограмма, в которой определены показатели и критерии, методы отслеживания результатов и предполагаемые формы работы с ребенком. С целью определения предпочитаемых детьми материалов в процессе экспериментирования, выявления устойчивых интересов ребенка разработана методика, в которой ребенку предлагается схематическое изображение центра поисково-исследовательской деятельности с различными материалами для исследования. Ребенку предлагается выбрать, куда бы он в первую очередь повел своего друга, пришедшего в гости.
Таким образом, дошкольное детство относится не столько к адаптивному типу жизнедеятельности, сколько к решающему периоду становления фундаментальных, ведущих образований личности, обладает сензитивностью к формированию базовых основ личности, достижению оптимального уровня их развития. В более поздние периоды теряется эта сензитивность, а с ней и возможность развития детей с опорой на творческое воображение, эмоциональный характер миропознания, наивность и непосредственность действий и др.
Выпускники нашего сада достаточно успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются к школе, у них сформирован достаточный уровень знаний, умений, навыков, что показывают результаты обучения в школе.
В заключение хочется процитировать мудрого поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.