Макаренко Алена
Сказка как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Макаренко Алена Анатольевна
МАДОУ «ДС №17 г. Челябинска»
Сказка как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
«Сказки злые и добрые помогут воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, не воспринимать окружающее».
Д. Родари
Публикация «Сказка как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Важным периодом для речевого развития ребёнка является дошкольное детство. А можно ли представить детство любого малыша без сказок?Сказка вносит изменения в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором более ярко проявляется принцип обучения - учить играя.
У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, у них увеличивается словарный запас, растет количество простых распространенных и сложных предложений.
На современном этапе развития образования ФГОС дошкольного образования особое значение уделяется речевому развитию детей, что отмечено в целевых ориентирах: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах.
Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоций.
У многих детей к пяти годам, на сегодняшний день, уровень речевого развития ниже нормы. Дети не могут передать словами эмоциональное состояние, артистические способности отсутствуют, речь монотонна, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.
Сказка является превосходным средством для устранения этих проблем. Процесс игры в сказку связан с активизацией разных сторон речи детей :
- словаря;
- грамматического строя;
- диалогической и монологической речи;
- совершенствованию звуковой стороны речи.
Связная речь – высшая форма мыслительно-речевой деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет одно из важных условий успешной подготовки детей к обучению в школе.
По мнению С. Л. Рубинштейна, связность речи – это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя.
В старшем дошкольном возрасте большое значение имеет умение детей составлять творческие рассказы, придумывать концовки к незнакомым сказкам. Творческое рассказывание строится на детском воображении. Чтобы сказочную историю ребенок смог донести до зрителя, ему необходимо обладать богатым словарным запасом и умением составлять высказывание.
Существует несколько этапов работы над сочинением сказок.
1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций). Повторное чтение одного произведения помогает детям лучше понять содержание художественного произведения, они могут задуматься над поступками героев. Во время беседы детям предлагается следующие задания:
- упражнения на развитие словаря детей;
- придумать новые названия для известных сказок, например, для сказки «Рукавичка» придумать новые названия: «Маленький и уютный домик для зверей».
- уметь поставить проблемный вопрос поискового характера: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?».
- задания: “Сравни сказочных героев”, “Расскажи о любимом сказочном персонаже», которые учат дошкольников описывать сказочных персонажей, их внешний вид, характер.
- упражнения: “Сказочная деревня”, “Тридевятое царство”, “Заколдованный лес”, которые помогают формировать умения рассказывать о месте и времени, где происходит сюжет сказки.
2 этап. После знакомства со сказкой обязательно необходимо предложить детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, построить, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов, выполнить иллюстрации к сказке.
3 этап. На данном этапе лучше использовать схемы как сочинить сказку. Например, придумать продолжение сказки или придумать сказку наоборот.
4 этап. Разыгрывание сюжета сказки. На этом этапе необходимо учить детей грамматически правильно выстраивать диалог, а также использовать упражнения на развитие внимания, воображения, движения.
Список используемой литературы
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина - М. : Академия, 2000.
2. Ерастов Н. Л. Культура связной речи/Н. Л. Ерастов- Ярославль. : 2013. - 183с.
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием /В. П. Глухов - М. : Аркти, 2004. - 158 с.
4. Бородич А. М. Методика развития речи/1981. А. М. Бородич – М. : Просвещение, 2014 – 255с.
5. Гербова, В. В. Занятие по развитию речи/В. В. Гербова – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
6. - Шорохова О. А. «Играем в сказку» /О. А. Шорохова - Сфера, 2008