Елена Савинова
Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к физическому развитию дошкольников
В числе многообразных факторов, влияющих на ухудшение состояния здоровья и работоспособности, — значительное снижение двигательной активности. По мнению академика Н. М. Амосова, ребенок сталкивается с тремя пороками цивилизации: гиподинамией, накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки и перееданием. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, защитных сил организма, задержке умственного развития. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации — ускоренному развитию организма и увеличению массы тела. Внутренние органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания.
Публикация «Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОО» размещена в разделах
Комфортные условия жизни способствуют уменьшению количества движений, производимых детьми в течение дня. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление, что влечет за собой сбой возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы.
В последние годы ученых все больше привлекает проблема детских стрессов: отсутствие положительных эмоций у ребенка, отрицательная психологическая обстановка в семье. Известный ученый Н. М. Щелованов говорил, что эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма. Таким образом, детские стрессы ведут к ухудше-нию здоровья.
Мы сталкиваемся со снижением интереса детей к физической культуре, малоподвижности, их нежеланием принимать участие в спортивных и подвижных играх, несмотря на принимаемые профилактические меры. Для получения устойчивого оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движения в жизни ребенка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным дошкольникам, это не лишено смысла. К успеху данные меры автоматически не приведут. Нужно расширить диапазон оздоровительных процедур. Все зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.
Дошкольный возраст — наилучшее время для «запуска» человеческих способностей. В это время формирование личности происходит очень быстро. От того, как ребенок проведет данный отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть многое. Именно поэтому задача всех работников ДОО — обеспечить условия для всестороннего развития детей и их подготовки к систематическому обучению в школе. Использование физических упражнений в воспитательно-образовательном процессе не только способствует формированию у детей готовности к обучению, но и позволяет полноценно проявлять себя в жизни.
В ДОО физическая культура — один из ведущих компонентов деятельности детей. Именно занятия по физкультуре благоприятно воздействуют на оптимизацию жизнедеятельности ребенка. Систематические физические упражнения совершенствуют основные свойства ЦНС. Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении — важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется в работе всех органов и физиологических систем.
В систему оздоровительно-профилактической работы входят :
- создание условий, способствующих благоприятному развитию организма;
- организация рациональной двигательной активности детей;
- проведение специфической и неспецифической иммунопрофилактики.
Работу по развитию движений целесообразно начинать с выявления индивидуальных особенностей двигательной сферы ребенка, привития интереса к занятиям физической культурой. При этом сразу следует исключить утомление детей, излишнюю авторитарность; нужно организовать работу в игровой, занимательной форме.
В системе физического воспитания дошкольников используются следующие формы двигательной деятельности:
- занятия в физкультурном зале и на спортивной площадке;
- плавание в бассейне;
- утренняя гимнастика;
- физкультминутки;
- оздоровительный бег;
- подвижные игры и физические упражнения на прогулках и в группе;
- физкультурные досуги, праздники, дни здоровья и т. п.
При организации двигательной активности воспитанников применяется индивидуальный подход. Важно помнить о том, что физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту и полу ребенка, состоянию его здоровья, уровню развития и биологической зрелости. Двигательная активность сочетается с общедоступными закаливающими процедурами, при этом в комплекс физического воспитания включаются элементы дыхательной гимнастики.
Все физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся под контролем медицинского работника ДОО. Для укрепления здоровья воспитанников проводится специфическая и неспецифическая иммунопрофилактика. Цель специфической иммунопрофилактики — усилить формирование иммунитета возбудителю конкретного заболевания. Ведущий метод борьбы с инфекционными заболеваниями — вакцинопрофилактика.
Вакцинация детей осуществляется в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, утвержденным Приказом Минздрава России от 27.06.2001 № 229.
Неспецифическая иммунопрофилактика представляет собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения не специфической резистентности организма относятся:
- фито- и витаминотерапия, которые проводятся в соответствии с годовым планом;
- закаливающие мероприятия.
У дошкольников физиологические системы организма имеют относительно небольшие резервы, поэтому при проведении закаливающих процедур, необходимо соблюдать ряд требований:
- осуществлять закаливание только здоровых детей;
- увеличивать интенсивность процедур постепенно, в соответствии с возрастающими компенсаторными возможностями организма;
- соблюдать систематичность и последовательность (перерыв на 2—3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам);
- тщательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст (недопустимо проведение закаливания при наличии отрицательных эмоциональных реакций — страха, плача, беспокойства);
- осуществлять закаливание при строгом соблюдении гигиенических условий (чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха, одежда по погоде и т. д.).
Оздоровительную роль закаливания необходимо сочетать с поддержанием бодрого настроения, формированием принципов и правил здорового образа жизни. В ДОО должна использоваться комплексная система закаливания детей. Она включает в себя как специальные закалива-ющие воздействия, так и повседневные закаливающие элементы.
Ежедневно проводится утренняя гимнастика: зимой в спортивном зале, летом на свежем воздухе. Используются сквозные проветривания групповых и спальных помещений (в отсутствии детей) и одностороннее проветривание (в присутствии детей).
Используется и воздушное закаливание: летом сон при открытых фрамугах, прогулки босиком по траве, песку (продолжительностью от 2—3 до 10—12 мин). Дети приучаются ходить босиком в помещении как в летний, так и в холодный период года. Перед дневным сном дети ходят по мокрым дорожкам.
Широко используется закаливание водой. Вода с целью закаливания применяется при формировании навыков личной гигиены (умывание после ночного и дневного сна). Незакаленные дети начинают с умывания лица и рук, затем постепенно переходят к мытью шеи и т. д. Дошкольники приучаются к полосканию рта, горла и мытья носа водой комнатной температуры.
Кроме этого, используется гимнастика после дневного сна. В 15.00 дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоцио-нальный фон, и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2—3 мин 3—4 физических упражнения, охватывающих все группы мышц.
Эффективное средство оздоровления дошкольников — дыхательная гимнастика.
Уникальная методика дыхательных упражнений восстанавливает нарушенное носовое дыхание; улучшает дренажную функцию легких; положительно влияет на обменные процессы, играющие роль в кровоснабжении; исправляет развившиеся в процессе заболеваний дефор-мации грудной клетки и позвоночника; повышает общую сопротивляемость организма, его тонус; улучшает нервно-психическое состояние.
Широко применяются в работе с дошкольниками массаж и самомассаж. Массаж активизирует защитные силы организма, благоприятно действует на нервную систему, повышает настроение, работоспособность, снимает физическое и умственное утомление, нормализует сон. Полезен любой массаж: точечный или выполненный при помощи массажеров. Главный принцип, который необходимо соблюдать при его выполнении, — последовательность, т. е. поочередное ис-пользование приемов: поглаживание, растирание, разминание и потряхивание.
Все названные оздоровительно-профилактические мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Такая приспособленность проявляется в устойчивости к экстремальным условиям, невосприимчивости организма ребенка к различным болезнетворным факторам, учит: вести здоровый образ жизни с раннего детства.