МААМ-картинки

Система адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных организациях

Багдасарян Айкануш Армавировна
Система адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных организациях
▼ Скачать + Заказать документы

Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении представлена совокупностью мировоззренческих, научно-методических и программно-нормативных основ, которые осуществляют и контролируют физическое воспитание детей. Мировоззренческие установки способствуют гармоничному развитию, формированию основ здорового образа жизни. Научно-методические и программно-нормативные установки направлены на определение закономерностей развития, воспитания и обучения детей в области физической культуры. При этом они должны содержать научно-обоснованные цели, задачи, принципы, методы и средства физического воспитания. Целью системы физического воспитания является формирование физической культуры личности. Специфическая цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении – это содействие воспитанию здорового и физически развитого ребенка, который владеет доступными его возрасту двигательными умениями и навыками, обладает знаниями о физической культуре и элементарными навыками укрепления и сохранения здоровья. Конкретизация цели происходит через задачи оздоровления, образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Публикация «Система адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных организациях» размещена в разделах

При решении оздоровительной задачи осуществляется охрана жизни и укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение общей активности и работоспособности. Оздоровительные задачи определяются повышением сопротивляемости организма влияниям окружающей среды с помощью закаливания, укрепления опорно-двигательного аппарата, формирования правильной осанки, укрепления мышц, развития физических способностей.

В процессе физического воспитания решается ряд проблем, но одной из основных проблем выступает проблема обеспечения оптимального уровня формирования физических качеств человека. На современном этапе развития науки не существует единого термина, который обозначал бы понятие двигательных возможностей человека. Ряд крупных учёных предлагают свои варианты названия. Так, Л. П. Матвеев употребляет термин «двигательные способности», а В. П. Ашмарин – «двигательные качества». Термин «физические способности» встречается в работах Ю. Ф. Курамшина. В то же время Л. А. Вейднер-Дубровин, В. Н. Платонов характеристики двигательных возможностей человека обозначают как «физические качества».

Исходя из всех этих определений, двигательные особенности можно рассмотреть, как определенные индивидуальные особенности, которые определяют уровень развития двигательных возможностей человека. К сожалению, пока не разработано единой классификации двигательных возможностей человека, но общепринятым является деление таковых на два класса:

- кондиционные (энергетических) способности – способности, которые в основном зависят от морфологических факторов, а также биомеханических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом;

- координационные способности, которые в большей степени обусловлены влияниями ЦНС (психофизиологическими механизмами управления и регулирования).

Значительная роль в развитии физических способностей отводится задаткам, имеющим психодинамическую природу. Это, например, темперамент, характер и т. д. Правильным будет соотносить термин «способности» с термином «задатки», а вот «качества» - это все-таки описательная характеристика того или иного объекта. В теории физической культуры, с позиции свойств человека, упоминаются такие характеристики как сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость. То есть, для характеристики двигательных возможностей человека термин «качества» будет более уместным.

Образовательные задачи направлены на формирование двигательных навыков и освоение физкультурных знаний. Как уже было отмечено, к концу дошкольного образования ребенок должен выполнять общебытовые движения, такие как, ходить, бегать, прыгать, ловить, лазать, метать, плавать и т. д. Эти двигательные навыки способствуют достижению хороших результатов в двигательной деятельности. Правильному отношению к своему здоровью способствуют физкультурные знания – элементарные знания о физических упражнениях, способах их использования, о своем физическом состоянии, простых правилах сохранения и укрепления здоровья. Специальные знания получаются дошкольниками в процессе режимных моментов и организованной образовательной деятельности.

Воспитательные задачи способствуют формированию личности ребенка с помощью средств физической культуры. Физкультурно-оздоровительная работа способствует формированию закономерностей овладения двигательными навыками, развитию двигательных способностей, формированию личности.

Адаптивная физическая культура представляет собой совокупность спортивно-оздоровительных мер, которые направлены на реабилитацию и адаптацию к социуму лиц с ограниченными возможностями здоровья, преодолению психологических сложностей. Адаптивное физическое воспитание является основным компонентом адаптивной физической культуры и используется в качестве средства физического развития для детей дошкольного возраста. Адаптивное физическое воспитание способствует формированию специальных знаний, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитию физических и психических качеств, повышению функциональных возможностей и т. п.

Система адаптивного физического воспитания предполагает разделение детей с ограниченными возможностями здоровья на категории. Категории детей с различными нарушениями в развития можно разделить по нозологии, возрасту, структуре дефекта, степени тяжести, времени возникновения дефекта, причинам, характеру протекания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и многим другим признакам. Важно отметить, что аномальное развитие детей зачастую сопровождается различными нарушениями моторной сферы, отставанием в двигательной сфере. Отставание от здоровых сверстников по уровню физического развития может быть 1-3 года и больше. Зачастую основной дефект сопряжен с сопутствующими заболеваниями и вторичными отклонениями.

Вся учебно-воспитательная деятельность характеризуется коррекционно-развивающей направленностью, которая охватывает все категории детей с нарушениями развития. Как уже было отмечено, все дети с отклонениями в развитии характеризуются моторной недостаточностью, которая проявляется в той или иной степени и отражается на общем здоровье ребенка, снижая сопротивляемость его организма к различным инфекциям. Также такая моторная недостаточность оказывает неблагоприятное влияние на все системы организма и нервно-психическую деятельность. В основе физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья лежит именно развитие движений и коррекция двигательных нарушений.

Существует определенная теоретическая модель адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных организациях, которая отражает его формы, направления работы, условия реализации.

Направления работы в каждой нозологической группе характеризуются собственными задачами, специфическим содержанием, подбором средств, методов, приемов, которые характерны для определенного возраста, условий проведения занятий, типа учреждений. Полноценному физическому развитию, повышению двигательной активности, восстановлению и совершенствованию психофизических способностей, профилактике и предупреждению вторичных отклонений способствует решение коррекционно-развивающих задач. Именно коррекционно-развивающее направление занимает главное место в системе адаптивного физического воспитания в работе с детьми, которые обладают стойкими нарушениями в развитии. Обучение в дошкольном возрасте характеризуется принципом системности и последовательности обучения, что способствовало разработке специальных программ и учебных планов обучения детей с отклонениями в развитии, которые подразделяются в зависимости от структуры аномального развития.

Существует номенклатура типов и видов образовательных учреждений, в соответствии с которой к специальным дошкольным образовательным учреждениям относятся (основные, существуют еще другие типы) :

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида.

Дети дошкольного возраста характеризуются непрерывным ростом и развитием, проявляющимися количественными и качественными изменениями организма. Разные этапы дошкольного возраста характеризуются неодинаковым протеканием процессов роста и развития, периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Важно отметить, что каждый орган и система характеризуются определенными закономерностями развития, однако между ними существует определенная функциональная взаимосвязь.

Немаловажной характеристикой дошкольного возраста является тот факт, что многие негативные проявления обладают латентным характером. Так, к концу дошкольного периода ребенок обладает устойчивыми особенностями личностного реагирования, характеризуется выстраиванием определенной иерархии мотивов и ценностей.

Адаптивное физическое развитие детей с нарушениями в развитии во многом схоже с развитием нормально развивающихся детей, что предполагает тот факт, что обучение должно основываться на общих тенденциях развития нормального и аномального ребенка, что говорит о том, что ребенок с нарушениями развития должен пройти все стадии онтогенетического развития, как и здоровый ребенок. Однако существенное различие заключается именно в темпах психического и физического развития, результате и способах достижения этого результата.

Развитие физических способностей, личности ребенка, познавательной деятельности определяется основным дефектом и предполагает большее количество времени и других средств и методов. Соответственно, отмечается несовпадение конечных результатов у детей с нормальным развитием и аномальным. Важно отметить, что уровень развития психических и физических способностей у ребенка с аномальным развитием характеризуется индивидуальностью.

Одним из важнейших элементов адаптивного физического развития у ребенка с нарушениями развития является формирование движений крупной моторики. Главные источники мотивации – это чувство радости, ощущение самостоятельности. Программа адаптивного физического воспитания характеризуется обозначением ведущих линий разностороннего развития важных двигательных действий, умений, навыков и развития двигательных качеств и способностей, которые соотносятся с возрастными этапами, сенситивными периодами, ведущими видами деятельности.

Развивающий характер обучения – это важный принцип коррекционной работы, который предполагает учет особенностей возраста и особенностей структуры нарушения. Развивающее обучение должно способствовать более раннему началу коррекционно-воспитательного процесса, ускорению темпа развития и преодолению отклонения в развитии. Важно отметить, что только при учете зоны ближайшего развития обучение может быть развивающим. Зона ближайшего развития представляет собой некий резерв потенциальных возможностей ребенка, который не может быть им реализован самостоятельно, а только при помощи взрослого. Развивающее обучение строится на основе сенситивных периодов развития.

Выделяются определенные принципы воспитания и обучения детей с особенностями развития, к которым относятся:

• Единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;

• Учет генетического хода развития нормально развивающихся детей;

• Учет сенситивных периодов;

• Учет актуального уровня и потенциального уровня – ЗБР;

• Развивающий характер обучения.

Принципиальные положения методического обеспечения лечебно-коррекционной работы, которая направлена на двигательное развитие детей с особенностями развития:

1. Наиболее эффективным методом взаимодействия с ребенком на начальных этапах коррекционной работы с маленькими детьми является индивидуальный метод, в связи с тем, что ребенок очень зависим от окружающих взрослых;

2. Индивидуально-групповой метод используется на следующих этапах, что предполагает возможность уделять внимание каждому ребенку, однако без игнорирования групповых двигательных взаимоотношений. Использование этого метода характеризуется применением метода «однородной группы», в которую дети объединяются по нозологии, степени нарушений, сопутствующих нарушений развития, возрасту.

3. В дальнейшем для социализации необходимо усиливать групповой метод, что приводит к использованию коллективно-индивидуального метода работы с детьми (7-12 человек). Данный метод характеризуется формированием двигательных и других взаимоотношений между одним ребенком и другими детьми в группе.

4. Основным методом на занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста является игровой метод, который способствует реализации основного принципа коррекционной работы – коррекция движением через игру.

5. Повторно-кольцевое построение занятий обладает важным значений для детей данного возраста и характеризуется постепенным предложением коррекционных упражнений, последовательным воспроизведением этапов двигательного развития.

6. Предметно-тактическое взаимодействие детей в процессе занятий характеризуется конкретностью, познанием свойств материалов, развитием логики, определенной результативностью и т. д.

7. Существуют специфические методы, которые используются с детьми с аномалиями развития:

• Музыкально-ритмическая терапия;

• Цветовая терапия;

• Аналогии с животными и растениями;

• Коррекция двигательных нарушений в воде.

Основная форма воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию детей с аномалиями развития – занятия по адаптивному физическому воспитанию, оказывая особое влияние при снижении самостоятельной целенаправленной двигательной активности. Специальное дошкольное образовательное учреждение характеризуется построением занятий по адаптивному физическому воспитанию для решения общих и коррекционных задач.

В рамках адаптивного физического воспитания решаются следующие группы задач:

1. Общие задачи – общеобразовательные, воспитательные, оздоровительные;

2. Специфические задачи – коррекция, компенсация, предупреждение отклонений в физическом развитии.

Более подробно, общие задачи заключаются в укреплении здоровья, обеспечении развития гармоничного телосложения, развитие правильной осанки, развитие двигательных качеств, развитие физической и умственной сферы, закаливание. Специфические задачи заключаются в создании определенных условий, которые стимулируют физическое развитие ребенка, профилактические мероприятия простудных и инфекционных заболеваний, воспроизведение системы коррекционно-восстановительных мероприятий, которые направлены на совершенствование и развитие основных движений, физических качеств.

Как уже было отмечено, основной является коррекционная направленность, что приводит к тому, что в рамках адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста выделяются основные, вспомогательные и специальные коррекционные задачи.

1. Основные двигательные коррекционные задачи характеризуются поэтапным двигательным развитием в определенной последовательности, свойственной здоровым детям;

2. Вспомогательные коррекционные задачи включают в себя преодоление слабости мышц, улучшение подвижности суставов, нормализацию тонуса мышц, улучшение мышечно-суставного чувства, тактильных ощущений, формирование компенсаторной гипертрофии мышечных групп, улучшение деятельности систем организма, развитие деятельности пальцев рук, общее расслабление и многие другие;

3. К специальным коррекционным задачам относится развитие речи с помощью движения, формирование в рамках адаптивного физического воспитания временных и пространственных представлений, изучение различных свойств материалов в рамках предметной деятельности на занятиях по адаптивному физическому воспитанию, формирование видов мышления в процессе двигательной деятельности, управление эмоциональной сферой.

Система адаптивного физического воспитания регламентируется описанными ранее нормативно-правовыми актами, а также специализированными документами, защищающими и описывающими права людей с ограниченными возможностями здоровья. К таким документам относятся:

1) Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006 года;

2) Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ;

3) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». Важно отметить, что образование и адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ осуществляется в соответствии с ФГОС по адаптированным образовательным программам.

Литература, рекомендуемая для использования:

1. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с. (см. папку «Литература»).

2. Малоземова И. И. Физическое воспитание дошкольников : теоретические и методические основы [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. И. Малоземова; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и. ], 2018. (см. папку «Литература»).

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных образовательных организациях» от 15 мая 2013 года №26.

4. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом внесенных законами РФ о поправках в Конституцию РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ).

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

7. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 №329-ФЗ.

8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ.

9. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (см. папку «Литература»).

Публикации по теме:

Организация физического воспитания детей в соответствии с требованиями СанПиН ДОО Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого.

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуреИнтеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАРШЕЙ.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Памятка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по самообразованию Самообразование-это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических данных, совершенствованию имеющихся.

Практические рекомендации для педагогов воспитателей дошкольных образовательных организаций Практические рекомендации для педагогов воспитателей дошкольных образовательных организаций Проект: «Мы изучаем профессии»: ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийСценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Подготовили и провели: Кичигина Л. И.

Участие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организацийУчастие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организаций Команда ГБОУ Школа 1420 к. 10 02 февраля 2019г. смогла принять участие в районных соревнованиях по плаванию"Юный спасатель" среди дошкольных.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных организациях
Опубликовано: 23 января 2024 в 16:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных организациях» (включая файлы) размещена пользователем Багдасарян Айкануш Армавировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД