Лучший педагог года

Семья особого ребенка: характеристики семейной системы

Резник Анжела Владимировна
Семья особого ребенка: характеристики семейной системы
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: данная статья посвящена проблемам родителей особых детей. Она показывает, что такие родители переживают горе, причем и как

факт, и как процесс. Обосновывается преимущество такого подхода для успешной работы с родителями особого ребенка. Материал является частью

серии статей, посвященных данной теме. Новизна статьи заключается в оказании помощи когда родители смогут открыто говорить о своих чувствах.

Результативность: родители не будут чувствовать себя одиноко и увидят как им справляться с такими сложностями.

Публикация «Семья особого ребенка: характеристики семейной системы» размещена в разделах

Ключевые слова: особый ребенок,семья, социализация личности, педагогические знания.

Родительство особого ребенка. Принятие. Созидание. Нахождение радости в родительстве.

Рождение особого ребенка это стресс, который переживает вся семья. Этот стресс рассматривается как самый сильный, хотя это не всегда справедливо. Вокруг семьи вырастает крепостная стена, ее граница «запирается», устанавливаются жесткие правила общения с окружающим миром. При этом внутри семьи чаще всего наблюдается хаос В семье жизнь и деятельность ребенка протекают самым естественным образом, то есть имеют естественный характер, что безусловно, имеет воспитательное значение и характеризует семью как первостепенный фактор воспитания. Для человека среда в которой он находится является не только условием, но и ключом к развитию, т. е. с раннего возраста происходит его социализация. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде все с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности [2, с. 110]. Для ребенка с нарушением в развитии семья приобретает особую роль. Так как естественный строй развития нарушен, очевидно, что главную роль берет на себя воспитание. Поэтому семья должна обеспечить максимально комфортные условия для развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью её благополучной социализации и интеграции в общество [3, с. 17].Л. С. Выготский выдвигает положение о том, что «ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитый, чем его нормальные сверстники, но иначе развитый.» Большое значение по данному вопросу имеют правовые принципы, заложенные в Конвенции о правах ребенка, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.»

Семья, воспитывающая ребенка с особыми потребностями, стала объектом изучения специалистов многих областей, сравнительно недавно, во 2-й половине XX века. При этом семья изучается, с одной стороны, как сама по себе требующая психологической помощи из-за стресса, вызванного появлением в семье особого ребенка. С другой стороны, особую семью рассматривают как среду, в которой растет и развивается особый ребенок, помогающую или препятствующую его адаптации и социализации. Тесная связь между этими двумя подходами исследователями далеко не всегда осознается. Но очевидно, что только в психологически благополучной семье особый ребенок может получить то, что ему необходимо для вхождения в социум и дальнейшей более полноценной жизни.

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, значительными отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре группы.

Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания - гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей - одиночек.

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения - гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества - конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа - репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

Таким образом, все проблемы, существующие в семьях детей с ограниченными возможностями, необходимо постоянно решать на всех уровнях системы социальной защиты населения и системы образования. Личностные особенности родителей определяют их отношение к дефектам ребенка : часть родителей серьезно озабочены отклонениями в развитии ребенка, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы помочь своему ребенку; остальные вовсе не обращают внимания на недостатки детей [5]. Исследователями выделяется целый ряд причин, влияющих на результативность семейного воспитания :

1. Отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения ребенка, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о школьнике как об уменьшенной копии взрослых; непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность;

2. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми;

3. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания [8, с. 66].

Учитывая исследование многочисленных педагогических теорий делаем вывод: - влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

- в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

- семья осуществляет социализацию личности, являющуюся концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию; семья воспитывает гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Таким образом, определяется объективная закономерность, выражающаяся зависимостью успешности формирования и развития личности ребенка, его социализации от характера воспитательного влияния семьи [4, с. 167].

Список литературы

1. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М. : Академия, 2000. – 232 с. ;

2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М. :МГУ, 1985. – 167 с. ;

3. Лодкина Т. В. Социальная педагогика / Защита семьи и детства. М. : «Академия», 2008. – 195 с. ;

4. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы) : Автореф. дис. канд. мед. наук. // Пограничные состоянии в психиатрии / Под ред. Р. Ф. Майрамяна. – М., 1986.;

5. Рязанова А. В. Семья с особым ребенком : внутренние процессы и социальные отношения.

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

«Папа, мама, я — спортивная семья» Сценарий соревнования городской семейной спартакиады«Папа, мама, я — спортивная семья» Сценарий соревнования городской семейной спартакиады Мы со спортом очень дружим, Так как спорт нам очень нужен. Спорт-это здоровье,сила,красота! Спорт-это закалка,дружба,доброта! Лара Карнаухова.

Образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа. Практика в ДОУ Представляю образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа, проходившего практику в детском саду. Характеристика на.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов "Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. " Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.

Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО. Педагогическая характеристика ребёнка является одним из документов,.

Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Сценарий семейной викторины «Это мой ребенок»Сценарий семейной викторины «Это мой ребенок» Сценарий семейной викторины «Это мой ребенок» посвященная всемирному празднику «День ребенка». Подготовила: педагог-психолог Стародубцева.

Сценарий праздника в форме семейной гостиной «Папа, мама, я — читающая семья» Доброе время суток! Уважаемые коллеги! В продолжении отчета о мероприятии «Семейный конкурс «Книжка своими руками» в форме семейной гостиной.

Сценарий семейной гостиной «Дом счастливого ребенка» Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам семейного воспитания. Задачи, реализующие цель: - Ознакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья особого ребенка: характеристики семейной системы
Опубликовано: 24 февраля 2023 в 17:39
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семья особого ребенка: характеристики семейной системы» (включая файлы) размещена пользователем Резник Анжела Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД