Олеся Николаевна
Самообразование педагога как оптимальное условие повышения уровня качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Самообразование педагога, как оптимальное условие повышения уровня качества дошкольного образования»
Аннотация: в данной статье говориться о Профстандарте педагога ДОО, о самообразовании, как условии повышения уровня педагогического мастерства воспитателей прямо пропорционально связанного с уровнем качества современного дошкольного образования. Описан прием организации работы по самообразованию с целью восполнения дефицитов, выявленных на основе анализа соответствия профессиональной деятельности требованиям Профстандарта.
Публикация «Самообразование педагога как оптимальное условие повышения уровня качества дошкольного образования» размещена в разделах
Ключевые слова: самообразование, Профстандарт, дошкольное образование, качество, компетенция, компетентность, ДОУ.
Современная дошкольная образовательная организация – организация, в которой квалификация педагогов соответствуют занимаемой должности согласно Профессиональному стандарту педагога ДОО (далее Профстандарт, вступившего в силу 01 января 2017 г. Это утверждение идеально, но чаще всего нереально. Анализируя контингент педагогов отдельного ДОУ, редко встретишь кадровый состав, обладающий всеми компетенциями и компетентностями, о которых говорится в Профстандарте. Существует ряд причин, по которым ситуация в дошкольном образовании выглядит именно так. Но сегодня хотелось бы поговорить, как восполнить дефициты, привести кадровый состав к эталону Профстандарта.
Прежде всего, нужно понять – для чего этим необходимо заниматься. Задача Профстандарта – повысить уровень качества дошкольного образования и обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.
Педагог – ключевая фигура в образовательном процессе и от того, каким он будет, зависит уровень качества деятельности той организации, в которой трудится этот педагог.
Когда актуальность соответствия педагогов требованиям Профстандарта ясна, появляется еще одни немаловажный вопрос или даже проблема: как я, воспитатель, могу свою профессиональную деятельность оценить на соответствие Профстандартау и если я имею какие-либо дефициты, то как их восполнить? Это, пожалуй, одна их ключевых проблем современного дошкольного образования.
Я вижу ответ на этот вопрос в следующем ключе: проблема состоит из двух частей – как я смогу оценить себя и как я смогу восполнить дефициты. Начнем по порядку. Нужно помнить о том, что Профстандарт – это рамочный документ. В нем прописаны те компетенции и компетентности (определено различие этих понятий, которые стали ключевыми умениями профессиональной деятельности воспитателя. Возьмите лист бумаги и выпишите эти критерии в столбик, вдумайтесь в каждый их них. Напротив - напишите ответ на такой вопрос: «Владею ли я этой компетенцией? Какой мой уровень владения?». Ответы могут быть следующими: «Да, владею и готов поделиться», «Да, владею, но пока не достаточно опыта, чтобы поделиться», «Нет, не владею, но хочу освоить», «Нет, не владею и не намерен по причине…». Когда вы завершить самоанализ, то перед вами предстанет зрительная картина того, насколько высок ваш уровень педагогического мастерства по современным меркам. Постарайтесь взглянуть на него отчужденным взглядом, объективно. Не стоит отчаиваться, если большинство ваших ответов оказали отрицательными. В этот момент важно понять для себя, готовы ли вы меняться. Если испытываете дискомфорт при осознании того, что имеете достаточно много пробелов, это не должно вас пугать. Главное, чтобы вас не покидала мотивация, которая поспособствует постепенному восполнению дефицитов. Относитесь к этому как к рабочему моменту: «Да, сейчас я не владею, ИКТ-компетенцией, но я имею в голове четкий план, как я смогу ей овладеть» или «Я знаю, кто или что может помочь приобрести мне ту или иную компетентностью». Примерно таким должен быть ход ваших мыслей по результатам анализа своей профессиональной деятельности.
Если же картина вашего самоанализа положительная, у вас практически отсутствую «белые пятна», то подумайте о том, как я могу выйти на тот уровень, чтобы поделиться своими педагогическими умениями с коллегами? Как я могу обобщить и распространить свой опыт?
Вторая часть проблемы заключалась в том, как я могу восполнить дефициты. Ответ прост – самообразование. Самообразование – мощнейший инструмент целеустремленного человека. Существует потребность в написании планов по самообразованию, их написание на контроле у старших воспитателей наряду с другой документацией образовательного характера.
Остановитесь сейчас и задумайтесь, как вы определяете для себя тему по самообразованию? Чащ всего последует ответ из серии «Я работаю с детьми подготовительной к школе группе и для моих детей актуально подготовить руку к письму в рамках развития предпосылок к учебной деятельности. Использую хорошо мне знакомый метод – например «оригами». Выйдет неплохая тема по самообразованию «Оригами, как эффективное средство подготовки руки старших дошкольников к письму». Ключевая ошибка здесь в том, что вы не проанализировали свои потребности и не выявили дефициты. Вы взяли для себя комфортную тему, которая, разумеется, актуальна для детей, но не для вас. Для вас она знакома. В Профстандарте нет компетенции – «Владение техникой оригами». Нужно осознать, что самообразование - это для нас, для педагогов в первую очередь. А решаем мы эти дефициты уже через детско-взрослую деятельность.
Рассмотрим пример: я не владею ИКТ в той мере, чтобы сказать, что умело, могу применить методы и приемы ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса. Это мой запрос. Я начинаю поиск путей решения. Первым делом я обращусь к администрации с запросом о курсах повышения квалификации по данной теме. Если мне откажут в курсах, то я посмотрю дистанционные курсы (но это необязательно). Далее я изучу опыт коллег по данной теме, прочитаю статьи в Интернете, методическую литературу, пообщаюсь с коллегами на педагогических форумах и порталах, на методических объединениях. Начало положено. Далее мне нужно проанализировать опыт и приступить к практике. Я разработаю план по самообразованию, который включит работу в данном направлении с детьми, педагогами и представителями родительской общественности. Начну пробовать создавать презентации Power Point, которые будут нести образовательную нагрузку и которые я смогу включить в занятия с детьми. Разработаю серию конспектов с ИКТ. Освою создание интерактивных игр для детей, воспользовавшись литературой и мастер-классами в сети Интернете. Разработаю серию интерактивных игр, подберу видеотеку научно-популярных детских видеороликов, отвечающих темам календарного планирования. Проведу мастер-класс для воспитателей по созданию интерактивных игр для дошкольников и приемы из включения в образовательный процесс и т. д. Посмотрите, так, за незначительный период мой вектор развития ИКТ компетенции стремится вверх. Я пришла от стадии «не владею», к стадии «готова поделиться». На этом описании работа по самообразованию не должна закончиться, напротив, только набирать обороты.
Профстандарт – документ, на основании которого разработаны наши должностные инструкции. Да, мы все боимся перемен. Но в данном случае, они к лучшему. В наших руках, как было сказано ранее, мощнейший инструмент – самообразование. Умело пользуясь им, мы выведем дошкольное образование на высочайший уровень.
Используемая литература
1. Профессиональный стандарт педагога ДО от 01.01.2017г.