Ушакова Анна Сергеевна
Роль театрально-игровой деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста особенно эффективно в драматической и игровой деятельности.
Театральная деятельность формирует у детей способность к эмоциональному сопереживанию, развивает творческую активность и актерское мастерство.
Публикация «Роль театрально-игровой деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Успешность и уровень развития детей в театральной деятельности во многом зависит от их художественной компетентности в этой области. Драматургия и театральная деятельность в основном требуют сопереживания реальным людям и героям литературных произведений. Выразительность речи, образная моторика, пластичность, высокая эмоциональная чувствительность, интонационная выразительность, развитие памяти. Кроме того, к необходимым театральным способностям относят живое воображение, креативность и наблюдательность.
Организуя драматическую и игровую деятельность, дети должны понимать и чувствовать друг друга.
Чтобы развить умение импровизировать и выражать эмоции, изображать характерные движения и мимику персонажей, передавать черты характера с помощью голоса и интонации, педагогу рекомендуется проводить соответствующие специально подобранные игры и упражнения, например «Моя очередь», «Что это», «Немое кино», «Слепой и поводырь».
Главная задача педагога на начальном этапе - постепенно превратить ребенка из пассивного зрителя в активного участника этих игр.
Упражнения «Возьми мяч», «Полевой цветок!», «Так бывает» и др. направлены на развитие пространственного, визуального и образного мышления, что необходимо для развития драматической компетенции. Упражнения «Художник», «Выразительное движение», «Новая аппликация» способствуют развитию памяти и творческих способностей, а упражнения «Закорючки» (рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит, «Клякса» (На листах бумаги нарисованы кляксы. Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов, «Нарисуй настроение» (Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками, «На что это похоже?» (Ребенка просят посмотреть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле и др.) направлены на развитие психического процесса воображения.
Важной составляющей развития творческого потенциала личности ребенка в процессе театрально-игровой деятельности является сравнение различных эмоций. В процессе выполнения упражнений дети учатся различать эмоции и воспроизводить их с помощью мимики и жестов.
Развитие творческой личности дошкольника происходит в процессе систематического и личностно значимого приобщения к театральному искусству, что означает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом ребенка, позволяющее ему органично войти в многогранный мир театра.
Для приобщения детей к театральному искусству педагоги проводят серию занятий по истории театра. В ходе занятий дети придумывают различные истории, учатся выходить из-за занавеса и стараются эффектно говорить.
Наиболее эффективными способами развития креативности являются: творческие задания, создание проблемных ситуаций, создание творческих пространств.
Развитие творческих способностей в контексте театральной деятельности способствует общему психологическому развитию и дает возможность педагогам оказывать нравственно-эстетическое влияние на детей. Занятия в сочетании с театром представляют собой вариативную систему, способную формировать развитие способности к анализу и синтезу, эмоциональных переживаний и творческой активности детей.
Использование элементов театра и драмы в разных видах обучения может оказывать комплексное воздействие на детей как вербально, так и невербально.
Поэтому следует обращать внимание на высокую значимость драматургии и игровой деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Содержание театрализованной деятельности в дошкольной образовательной организации может включать в себя просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры драматизации, разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, выполнение упражнений по формированию выразительности исполнения, а также упражнений и игр, направленных на социально-эмоциональное и коммуникативное развитие детей.