Лариса Буренкова
Роль семьи в экологическом воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экологического образования детей дошкольного возраста»
Направление: «Место и роль семьи в экологическом образовании детей дошкольного возраста»
Тема «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»
Выполнила: Буренкова Л. Г. воспитатель МБДОУ В-Талызинкого детского сада «Колосок» Сеченовского района, Нижегородской области.
Публикация «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка» размещена в разделах
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности.
Экологическое образование дошкольников тесно связано с процессом непрерывного экологического просвещения родителей, направленным на формирование экологической культуры всех членов семьи.
Перед собой я поставила цель:
-Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения.
- Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи, которые я для себя поставила:
-Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
-Выявить эффективность проделанной работы.
В работе с родителями я придерживаюсь следующих принципов:
1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
-Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся моя работа с родителями. Я общаюсь с родителями ежедневно, и именно от меня зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
-Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, должна чувствовать и видеть ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
-Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
-Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями я тщательно и серьезно готовлю. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
В нашей группе работа с родителями по повышению экологической культуры ведется по следующим направлениям:
1) Экологическое просвещение родителей:
консультации,
индивидуальные беседы,
- родительские собрания,
2) Совместная деятельность с детьми
участие в экологических праздниках,
выставки рисунков на экологическую и природоохранную темы,
выставки поделок выполненных детьми совместно с родителями.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение нашего детского сада. Это уголок природы в группе, цветочная комната.
Также в детском саду на участке с помощью родителей создана экологическая тропа, состоящая из 8 точек:
«Метеостанция»,
«Березовая роща»,
«Цветочная поляна»,
«Муравьишкин домик»,
огород «В гостях у бабушки»
«Посидим в тишине»,
«Невиданные дорожки» (тропа здоровья,
«Лесочек». Целью экологической тропы является воспитание у ребёнка любви к природе, повышение экологического просвещения родителей.
Организована работа по наблюдению за природными явлениями и объектами с детьми не только в детском саду, но и дома с родителями. Придя в детский сад дети охотно делятся впечатлениями от увиденного.
Также приобщаю детей к регулярному труду, привлекаю родителей к уборке и оформлению участка группы.
Экологическое образование родителей – важное и сложное направление педагогического процесса в дошкольных учреждениях, которое во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы с учетом всех компонентов содержания.
Приучить детей соблюдать правила экологической безопасности можно только в содружестве с родителями. Если ребенок пытается вести себя так, как его научили в детском саду, а родители поступают противоположным образом, желаемых результатов добиться трудно.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Можно сказать и о том, что экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.
Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Проделанная мной работа по экологическому воспитанию дала положительные результаты не только в работе с воспитанниками, но и в работе с семьей. Родители стали больше прислушиваться к советам и рекомендациям воспитателя и активнее участвовать в жизни группы, произошло объединение родителей детей группы между собой, их общение вне стен детского сада.
Совместная работа ДОУ с родителями помогает воспитывать любовь детей к родной природе.