Анастасия Абрашева
Родительское собрание «Роль отца и матери в создании и сохранении благоприятного семейного уюта»
▼ Скачать + Заказать документы
Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры и взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать для вас горем или радостью.
Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»
Многие беды происходят, прежде всего, от неблагополучия в семье. От того, что между нами и нашими детьми – стена непонимания, отчуждения, нередко враждебности. Мы часто не можем найти объяснение этому, и обвиняем детей в том, что не слушаются нас, не понимают.
Публикация «Родительское собрание „Роль отца и матери в создании и сохранении благоприятного семейного уюта“» размещена в разделах
Но возводить эту стену мы начинаем сами, когда ребенок ещё мал. Дело в том, что в своих отношениях с детьми мы очень часто акцент делаем на себе, на своих проблемах, на своей усталости, занятости. На своем представлении о том, каким должен быть наш ребенок. Мы «подгоняем» его под образ, созданный нашим воображением. Спектр таких нездоровых отношениях с ребенком широк: от невнимания до гиперопеки, непомерных требований, от пренебрежения до баловства.
По отношению к ребенку мы – кто угодно: классные дамы, полицейские, надзиратели, но только не родители. Вместо того чтобы сорадоваться, сострадать ребенку, мы «воспитываем». У нас высокие воспитательные цели (ребенку надо быть и образованным, и трудолюбивым, и послушным, и аккуратным, и…. причем поскорее, сейчас же). Потому мы и раздраженные, нетерпеливые, недовольные и тем, и другим, и третьим.
А ребенок смотрит на нас, учится, подрастает и говорит: «Слушай, отстань, наконец».
Но из всего сказанного не следует, что глубинные идеалы детей и родителей противоположны. Существуют вечные ценности.
Перед каждым поколением, как и перед каждым человеком, возникает соблазн их отрицания. Объясняется это своеобразием времени и обстоятельств, в которых человек живет. Наш опыт и опыт других поколений подсказывает нам, что для разных людей и в разные времена всегда были важны и любовь, и взаимопонимание с другими, и семья, и творчество. Духовные идеалы присущи каждому человеку. Они усваиваются в результате собственного опыта воспитания. Взрослый, мудрый человек может помочь ребенку в осознании этого опыта.
При этом необходима бывает и строгость. Но тут важно найти меру. Даже при самом справедливом требовании нужно подумать, как, каким тоном донести его до ребенка и насколько оно должно быть категорично.
Позвольте привести пример. К психологу обратилась мама неуспевающего первоклассника. Мальчик не собран, рассеян, непоседлив, у него конфликты с учителем. Ребенок не усваивает программу, он двоечник. Его перевели к другому учителю.
Этот двоечник со временем стал победителем международных олимпиад.
Найти верно меру может только любовь, только любовное отношение к другому. Любовь позволяет преодолеть разрозненность и отчужденность. Говоря о таком любовном отношении к другому на научном языке, употребим слово диалог.
Диалог – не спор, не обмен репликами, диалог – поиск общих точек, точек соприкосновения и движения дальше, к взаимоотношению и единству.
Это не баловство, не потакание, это непременно и строгость. Но качество строгости иное.
Диалог предполагает умение слушать собеседника. Много ли мы слушаем детей? Больше сами говорим. А как надо слушать, мы их не научили, не показали.
К сожалению, мы начинаем понимать, как надо относиться к другому человеку, к ребенку только когда случается несчастье. В кризисные моменты нашей жизни мы понимаем, что самое важное для нас – любовь, взаимопонимание, единство с другими.
Не дожидаясь потрясений надо развивать в себе способность к диалогу с ребенком. Тем более что дети стихийно перенимают модели взаимоотношений, существующие в родительской семье. Невольно они будут реализовывать наши установки и в своей будущей семье.
Воспитание ребенка как будущего отца, мужа или матери, жены необходимо. Конечно, это не сексуальное просвещение. Это духовно-направленное воспитание, которое возможно только при обращении к традициям нашей культуры, в основе которой лежит православие.
И в заключении сказанного я хочу прочитать вам стихотворение:
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Пойму все без труда.
Слова порой запутаны
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник-
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действий-
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать-
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я не правильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму как ты живешь,
По правде или нет.