Сабитова
Роль образовательных стратегий в укреплении общероссийской гражданской идентичности
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир характеризуется глобальными политическими, эко-номическими и соци-окнультурными трансформационными процессами. Участие Российской Федерации на внешнеполитической арене ставит задачу управления общими процессами трансформаций внутри страны. Важнейшей особенностью развития страны с учетом мировых изменений становится со-хранение и укрепление общероссийской гражданской идентичности.
Публикация «Роль образовательных стратегий в укреплении общероссийской гражданской идентичности» размещена в разделах
Современные педагоги-исследователи Д. В. Телегин и Г. В. Телегина определяют идентичность как отождествление индивидуумов или социаль-ных групп с различными ролями в процессе социального взаимодействия. Соответственно, идентичность может быть представлена как индивидуаль-ная, коллективная, социальная или культурная. Также стоит отметить, что в реальной жизни идентичность в большинстве случаев имеет гибридную форму, отражая совокупность социальных взаимодействий.
Одной из форм социальной идентичности является гражданская иден-тичность. В общем смысле под гражданской идентичностью принято пони-мать осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного госу-дарства, имеющее для индивида значимыи смысл. Главными идентифика-торами гражданской идентичности являются : принадлежность индивида или социально группы к гражданскому обществу, государственному образова-нию, а также осознание и понимание структур и функций гражданского об-щества и государственности.
Ученые отмечают, что в России гражданская идентичность в понима-нии общества заключается прежде всего в государственной (национальной) идентичности.
Современный педагог А. А. Логинова выделяет основные структурные элементы гражданскои идентичности личности :
— когнитивныи, заключается в знаниях о понятии «гражданская иден-тичность», о гражданском обществе, о государстве, его символике, об основ-ных законах, правах и обязанностях и тд. ;
— ценностныи, заключается в формировании положительного отноше-ния к Отечеству, Родине, знанию истории и культуре своей страны, а также о народах, проживающих на территории России;
— деятельностныи, заключается в проявлении отверженной, активной гражданской позиции.
Современное российское образование ориентировано на достижение общегосударственных целей. В Федеральном законе РФ «Об образовании в России скои Федерации» отражены основные принципы государственнои по-литики и правового регулирования отношении в сфере образования, кото-рые имеют гуманистическии характер, приоритет свободного развития лич-ности, воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответ-ственности и правовои культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования имеет направленность формирования ду-ховно-нравственного развития и гражданской идентичности у обучающихся. Формирование навыков гражданской идентичности происходит в основном на уроках гуманитарных дисциплин: история, обществознание, география, литература и тд.
На уроках истории обучающиеся знакомятся с историей своей страны, анализируют исторические факты, документы, устанавливают причинно- следственных связи между событиями прошлого, а также учатся прогнози-ровать.
На уроках обществознания обучающиеся познают основные нормы поведения в обществе, правовую культуру и экономическую структуру Рос-сийской Федерации, анализируют взаимоотношения между различными национальностями внутри страны, идентифицируют себя в социальные груп-пы.
Уроки географии дают обучающимся целостное представление о мас-штабах России, полезных ископаемых, формируют навыки ориентации среди субъектах Российской Федерации и их связей.
Предмет литература раскрывает многообразие и профессионализм русских писателей и поэтов, знакомит с различными художественными про-изведениями, где отражены исторические события, формирует четкое патри-отическое чувство