МААМ-картинки

Что такое игра (подвижная игра) и какова ее роль в физическом развитии детей?

Александра Лодыгина
Что такое игра (подвижная игра) и какова ее роль в физическом развитии детей?
▼ Скачать + Заказать документы

1. Что такое игра, подвижная игра?

По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Публикация «Что такое игра (подвижная игра) и какова ее роль в физическом развитии детей?» размещена в разделах

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребен­ком знаний и представлений об окружающем мире, развития мыш­ления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В игре ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он дейст­вует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирова­ние новых качеств личности.

Глу­бокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физичес­кой и духовной жизни, существующей в истории и культуре каж­дого народа. Подвижные игры всегда являются твор­ческой деятельностью, в которой проявляется естественная по­требность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи, поэтому свободу действий дошкольник реализует в этих играх. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Использование подвижных игр в педагогическом процессе предполагает строгое соблюдение дидактических принципов доступности, систематичности, последовательности активности, сознательности. Для каждой возрастной группы игры необходимо подбирать в соответствии с принципом преобладающего вида движений: ходьбы, бега, метания, прыжков или лазания.

Существует множество классификаций подвижных игр.

Основной является классификация деления игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности. Большая подвижность — участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки») средней подвижности — активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов) малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»). Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

2. Роль игры в физическом развитии ребенка.

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего вос­питания детей дошкольного возраста. Характерная ее особен­ность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспи­тание. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания, Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребёнка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. Большое количество движений активизирует дыхание, кро­вообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровитель­ный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к ре­зультатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ре­бенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаме­нимым средством совершенствования движений, развивая их, спо­собствуя формированию быстроты, силы, выносливости, коорди­нации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Во время игр у детей формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Проявляются физические качества, все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.

Чередование моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями с небольшим напряжениям позволяет играющим выполнять большой объем работы. Попеременный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма и поэтому оказывает благоприятное влияние на совершенствование деятельности систем кровообращения и дыхания.

По своей природе подвижные игры тесно переплетаются со спортивными играми, и являются хорошим подспорьем для занимающихся на первых этапах обучения, когда двигательные умения ещё не переросли в навык.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно - силовых способностей и др.).

Включение подвижных игр на занятиях по физической культуры помогает в решении не только специальных задач, но и оживить учебный процесс. Игра выступает как средство физической и технической подготовки, как метод решающий воспитательные задачи, в том числе, связанного с активизацией внимания и повышения эмоционального состояния обучающихся, повышают интерес к урокам.

Таким образом, подвижные игры оказывают благотворное влияние на организм и воспитание физических способностей детей в любых возрастных группах. В сравнение со строго поставленными спортивными упражнениями, они интересны для детей своей оригинальностью и своеобразностью, и творческим подходом. Во время подвижных игр дети развивают в себе физические навыки, а так же учатся работать в команде. У них формируются такие важные качества, как быстрота, гибкость, ловкость, инициативность и самостоятельность. И можно сделать следующий вывод, что и в будущем, использование подвижных игр является неотъемлемой частью физического воспитания детей.

Публикации по теме:

Презентация «Что такое квест-игра в детском саду?» слайд 2. Сегодня мы провели с детьми игру - квест, наверняка многие из вас проводили такие игры – путешествия. Особенно часто такие игры.

Йога-игра в физическом развитии ребенка-дошкольника Меня зовут Ляшкевич Елена –я инструктор физической культуры в ЦДО «Росточек», инструктор фитнеса, пилатеса, йоги,танцор и хореограф трайбл.

Конспект занятия с подгрупповой консультацией по физическому развитию «Роль семьи в физическом развитии ребенка» Конспект подгрупповой консультацией по физическому развитию Тема: «Роль семьи в физическом развитии ребенка» Цель: обсудить.

Консультация «Нужна ли детям игра и какова её роль в развитии ребёнка» Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Обобщение педагогического опыта «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников» Тема: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников». Автор: Заздравных Галина Николаевна АктуальностьФедеральный.

Роль подвижной игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка ФГОС до В 2016-2017 учебном году мною была изучена тема «Роль подвижной игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения.

Роль игровых технологий в развитии речи детей. Сюжетно ролевая игра «Полёт в космос» (подготовительная группа) Роль игровых технологий в развитии речи. Сюжетно—ролевая игра «Полёт в космос» Цель: Закрепить у детей навыки строительства космического.

Роль игры в физическом развитии дошкольника Роль игры в физическом развитии дошкольников Проблема физического развития подрастающего поколения сегодня рассматривается в качестве одной.

Презентация «Роль игры в физическом развитии дошкольников» С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают.

Самообразование «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС» Тема по самообразованию: «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка в условиях внедрения ФГОС» Воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что такое игра (подвижная игра) и какова ее роль в физическом развитии детей?
Опубликовано: 10 мая 2018 в 13:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Что такое игра (подвижная игра) и какова ее роль в физическом развитии детей?» (включая файлы) размещена пользователем Александра Лодыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД