Алина Жужма
Родители — первые педагоги
▼ Скачать + Заказать документы
Движения руки всегда тесно связаны с речью
и способствуют ее развитию
В. М. Бехтерев
Как часто, отдав ребенка в ясли, родители перестают заниматься его развитием, полностью переложив эту обязанность на воспитателей и заняв такую позицию – мы отдали вам ребенка, вот и занимайтесь с ним. Простейшие навыки по самообслуживанию становятся обременительными для малыша, так как дома, в целях экономии времени его одевают, кормят, умывают и делают за него еще массу вещей. Конечно, это намного легче и быстрее, чем терпеливо учить ребенка завязывать шнурки, застегивать пуговицы и тому подобное. Но здесь и совершается главная ошибка – уходит золотое время, его потом не вернешь.
Публикация «Родители — первые педагоги» размещена в разделах
Как говорил Лев Толстой «До пяти лет – вся жизнь, после пяти – один шаг». И в результате, к моменту поступления в школу, ребенок не обладает основными умениями и навыками, необходимыми для учебы. А отсюда и низкая организация своей деятельности, и недостаточное развитие мелкой моторики, и еще много проблем, которые смогут превратить его так ожидаемое обучение в школе в кромешный ад.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Уровень развития движения влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства.
Раннее детство – время формирования многих полезных умений и навыков, которые используются в течение всей жизни. Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы:
движения и действия, совершаемые всем телом: умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по ступенькам, лазать по лестнице, канату, кататься на роликах, коньках, велосипеде, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др. ;
движения и действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты – нож, ложку и вилку, ножницы, умение завязывать шнурки и застегивать пуговицы, стирать, готовить еду, гладить и складывать одежду и др.
Обе группы навыков невероятно важны в жизни любого человека. Общие двигательные навыки (движения всего тела) формируют моторную ловкость, быстроту, выносливость, помогают лучше реагировать на изменения условий окружающей жизни. Навыки ручных действий весьма полезны (умение резать, шить и пр., а часто просто необходимы в жизни современного человека (умение писать).
Большинство навыков формируются в детстве, а затем используются каждым из нас на протяжении жизни. Мы даже перестаем замечать их, потому что они выполняются автоматически, мы воспринимаем эти умения как должное.
Кроме того, развитие многих умений – шить, вязать, делать поделки из различных материалов – учат планировать действия, искать оптимальный путь выполнения практической задачи, находить и исправлять ошибки, что в значительной степени влияет на развитие мышления ребенка.
Время формирования используемых в повседневной жизни двигательных навыков – раннее, дошкольное и младшее школьное детство. Именно в этот период развития ребенка мозг гибок и пластичен, формирование навыков происходит наиболее быстро и просто. Чем старше становится человек, тем труднее и дольше формируются новые навыки. Например, попробуйте научить плавать или ездить на велосипеде взрослого. Это весьма непросто.
В наше время почему-то мало говорят о важности формирования умений и навыков у малышей. Упор делается на знания – модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. А умение пользоваться ложкой, мыть посуду, ухаживать за собой и другие навыки, так необходимые в быту и в жизни, воспринимаются как нечто простое, само собой разумеющееся. Однако эти навыки невероятно важны для всей последующей жизни, и, несмотря на то, что обычно в детстве они формируются легко и быстро, часто необходимо уделить особое внимание их развитию. В противном случае родители могут вдруг обнаружить, что их подросший ребенок, который рано научился читать и решать задачки, не умеет аккуратно сложить свою одежду или приготовить себе бутерброд. Неужели кому-то хочется, чтобы ребенок был беспомощен в быту и повседневной жизни?
Рекомендации для родителей :
В возрасте от 1,5 до 5,5 лет ребё нок начинает воспринимать мелкие предметы: любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот.
Формируйте простейшие навыки самообслуживания у вашего ребенка уже с раннего возраста. Приучайте малыша самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры. Расстегивание и застегивание липучек, пуговиц и кнопок, крючков и молний очень полезны для развития мелкой моторики и навыков самообслуживания. Советуем начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Липучки легки в использовании, гораздо сложнее отрабатывается навык застегивания пуговиц, кнопок и молний. Такую работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться, так и в игре, используя специальные дидактические игрушки. Такие игрушки можно купить (куклы, в деталях одежды которых используются разные виды застежек) или изготовить своими силами (например, зайчик, у которого лапки пристегиваются при помощи пуговиц или кнопок).
Приучайте детей с раннего возраста к самостоятельности. Даже в небольшой квартире можно устроить ребенку уголок, где он может играть, место для занятий и т. д. Вещи, с которыми он имеет дело, как правило, должны занимать определенное, постоянное, место, чтобы ребенок всегда мог найти свои игрушки в одной и той же коробке, одежду – на своей полке и т. д. Тогда позднее он сможет сам убрать их на место – появится возможность давать ему поручения, а потом закрепить за ребенком и какую-нибудь обязанность (убирать свои игрушки, накрывать на стол и др.).
Дома малышу необходимо предлагать такие виды деятельности, которые он может выполнить сам или с помощью взрослого. Эта деятельность нравится ребенку, он видит ее результат и стремится снова и снова его достичь, почувствовать свои возможности. Активно привлекайте своего малыша к обычной домашней работе. У ребенка появляется определенное дело, которое он выполняет всегда сам (поливает цветы, подметает, помогает мешать салат, стирать и т. д., что позволяет ему почувствовать свою важность, роль в семье. Осознание такой роли, в свою очередь, ведет к увеличению активности ребенка, стремлению еще больше помогать родителям.
Советуем обращать больше внимания на развитие умений и навыков (особенно ручных действий) уже в раннем возрасте. Это не только укрепит руки малыша, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи, мышления, поможет стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Учитель-логопед: Жужма А. Н.