Юлиана
Консультация «Развитие творческих способностей детей через танцевальную деятельность»
Развитие творческих способностей детей через танцевальную деятельность
Танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект: выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в нашей душе. Танец позволяет полностью раскрепоститься и учит не бояться быть самим собой. Танец тем и прекрасен, что каждый может проявить в нем свою индивидуальность, а осознание и отражение в танце своей уникальности позволяет возвести его в ранг искусства.
Публикация «Консультация „Развитие творческих способностей детей через танцевальную деятельность“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Настоящий танец – это больше чем танец, это целое мировоззрение. Оттачивая свое танцевальное искусство, мы приобретаем способность легко импровизировать, под любую музыку, мы находим свой стиль не только в искусстве танца, но и вообще в жизни. Через танец можно настраивать себя на позитивное восприятие окружающего мира и людей.
Для ребенка танец, то есть движения, - родная стихия. Вот почему уроки танцев должны превратиться в уроки эмоциональной культуры, которые позволят ребенку пережить самые разнообразные чувства.
Танцы – это также отличный способ укрепить свое здоровье. Плавные и экспрессивные движения распрямляют позвоночник, укрепляют мышцы и улучшают осанку.
1. Танец как способ раскрытия внутреннего мира ребенка.
Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо мамы, радующейся, когда ее чадо преодолевает очередную трудность в осваивании танца, ребенок понимает – он нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он – любим.
Ребенок учится творить и воплощать свои фантазии. Нужно стараться использовать сказочные сюжеты и образы веселых персонажей, наглядно показывать артикуляционные движения, пальчиковые игры, гимнастику, танцевальные па.
Одним из условий успешных результатов является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности. Пусть ваш ребенок никогда не станет артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет вспоминать эти уроки, его первое постижение музыки и грациозных движений под руководством любящих родителей.
Артистизм свойственен человеческой природе, особенно детской. Многие из нас с годами теряют это качество. Многие взрослые даже в компании близких друзей стесняются что-то спеть, а уж тем более сплясать. Но неужели наши дети должны расти такими же закомплексованными? Такого ни в коем случае нельзя допустить! Лучше присоединяйтесь к выступлениям маленьких танцоров хотя бы в качестве зрителя. От этого выигрывают все. Ведь поощряя в ребенке артистизм, мы меняемся сами.
Не пройдет и месяца, как мама с папой или дедушка с бабушкой с удивлением обнаружат, что ребенок стал чаще улыбаться, движения приобрели пластичность, изменился даже голос. С ребенком происходят поистине чудесные метаморфозы! Он перестает бояться высказывать свое мнение, начинает непринужденно себя вести, окружающим с ним легко и весело. Это не значит, конечно, что в доме, где растет ребенок, должна звучать только мажорная классика и детские попевки. Малыш до трех лет вряд ли заинтересуется музыкой, присутствующей в его жизни только как фон. Такого кроху в процесс слушания нужно вовлечь, наложив музыку и на другие занятия и впечатления, отвечающие характеру музыки: попрыгать, покачаться или покружиться. Слушать музыку по-взрослому, без всяких дополнительных уловок и занятий наиболее продуктивные малыши начинают года в три; некоторые маленькие меломаны влюбляются в музыку настолько серьезно, что уже лет в пять-шесть их можно брать на концерты.
Музыка и танец – вот что нужно, чтобы воспитывать в ребенке хороший музыкальный слух, чувство ритма. Давно доказано, что существует связь между движением и мышлением – через тренировку каждого нового движения малыш развивает мощнейшие нервные сети. Когда репертуар движений расширяется, каждый шаг в развитии дает органам чувств (в особенности слуху, осязанию и зрению) все большие преимущества в восприятии окружающей информации.
О пользе развития артистизма у детей можно говорить часами и писать газетными разворотами. На самое главное: у маленьких артистов возрастет уверенность в себе, повысится самооценка, на полную мощность начнет работать абстрактное мышление и образное восприятие мира. А мама и папа смогут гордиться творчески развитым ребенком.
2. Воспитание чувства ритма.
Главнейший показатель музыкальности это эмоциональная отзывчивость на музыку. Изменение звучания вызывает новое переживание у малыша. Применять нужно простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушивать произведение до конца, следить за его развитием, запоминать и узнавать его, различать инструменты.
особенно интенсивно происходит именно в условиях обучения пению.
Игра на инструментах должна сопровождать игры ребенка. Звучание инструментов ассоциируется с какими-либо явлениями, поэтому игра приобретает творческий, импровизационный характер. В этих условиях развитие музыкальности происходит интенсивно и плодородно. Дети привыкают к инструментам, они пытаются самостоятельно подбирать мелодию, находят приемы игры. Музыкальный инструмент должен рассматриваться не как развлечение, а как средство развития способности самовыражения наиболее существенных сторон личности.
Стимулируя творческую фантазию ребенка, предложите ему сочинить мелодию на заданный ритм и затем пропеть ее вслух и про себя. Ребенок должен научиться осознавать звучащую музыку, так как это способствуют развитию и укреплению памяти.
Музыка для ребенка начинается с движения, с ритмической организации тела. Ходьба под музыку, хлопки, игра на шумовых инструментах – все эти виды деятельности способствуют развитию чувства ритма. Навык игры на шумовых предметах пригодятся ребенку в дальнейшем, при осваивании различных танцев.
На занятиях значительную часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять ходьбу и бег, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по движению у ребенка
музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей двух лет желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Для этой цели очень подходят перчаточные куклы – дети с удовольствием подражают их движениям: хлопают в ладоши, кланяются, кружатся и т. д. с первых занятий с малышом необходимо развивать стремление самостоятельно с творческими элементами выразительно двигаться под музыку, активно развивать и обогащать двигательную реакцию ребенка. В этом большую помощь могут оказать игровые моменты. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» малыш должен не только определить, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик, но и передавать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого зайчишку.
Повторение – мать учения, поэтому давайте ребенку прослушивать
Понравившуюся ему мелодию пару раз подряд. После повторного слушания ребенок может определить характер музыки, например: веселая и бодрая полька. Ребенок понимает, что это музыка-танец, она веселая и танцевать ее надо легко и весело. Наверняка он начнет выполнять некие подскоки или придумает какой-нибудь забавный рисунок хлопками. Здесь вы должны помочь ему собственной инициативой.
3. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на занятиях ритмики.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.
Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка.
Для развития творческой исполнительской деятельности в танце, детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения - это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.
На занятиях ритмики мы предоставляем возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.
Гармония (от греч.) - «согласие, лад, красота». Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия, всем кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?
Эстетический вкус воспитывается:
- во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства;
- во-вторых, теоретическому обучению,
Реклама
- в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.
Психолог, танце-терапевт, психодраматерапевт, преподаватель специализации по танцевально-двигательной терапии Бирюкова И. В. полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Она связывает хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.
Дети 2 лет чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляют им большую радость. Движения малышей еще недостаточно точны и координированы, плохо развито чувство равновесия, поэтому обмен и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер. И поэтому главной задачей педагога, работающего по этой программе, будет сделать игру максимально продуктивной. В результате чего к 3-м годам у ребенка появляется достаточный запас эмоциональных впечатлений. Формируется элементарное эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость к происходящему (будь то игра, танец и т. д., повышается танцевальная активность. Ребенок исполняет несложные пляски (в том числе и с атрибутами, танцует в кругу, в паре, в хороводе, легко вовлекается в музыкально- подвижные игры, ребенок выполняет действия под музыку, передает характерные движения игровых персонажей (лиса, заяц и т. д., появляются первые творческие проявления ребенка в движении.
Задачи:
1. Помогать, ребенку овладевать танцевально-игровой деятельностью
• учить выполнять элементарные танцевальные движения : различные виды хлопков в ладоши и по коленям, полуприседания с легким поворотом вправо и влево, покачивания с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, притопы одной ногой и попеременно, прыжки на двух ногах, кружения по одному и в парах, притопывать правой ногой, кружиться под правой рукой, выполнять упражнения с атрибутами;
• добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки;
• учить согласовывать движения с текстом и музыкой;
• развивать двигательные качества и умения (двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки – веселый, грустный: весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш);
• менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки;
• развивать умение ориентироваться в пространстве (уметь вместе с детьми двигаться стайкой за взрослыми, образовывать круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять круг, становиться парами по кругу);
• дать представление о возможностях пластики для передачи различных эмоциональных состояний.
2. Приобщать ребенка к восприятию музыкально-ритмической культуры
• настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для танцевально-игровой деятельности;
• способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости на характер танца;
• дать представление о возможности мимики и жестов для передачи различных эмоциональных состояний.
3. Побуждать к первоначальным творческим проявлениям
• настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности;
• учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них;
• вовлекать малышей в сюжетные музыкальные игры, в которые они могли бы выполнять под музыку различные роли и учитывать взаимоотношения в игре;
• побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх (придумать и показать движения зайца, лисы и т. д. соответствующие характеру персонажа сказки);
• учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.
4. Совершенствование развития психомоторных способностей :
• развивать ручную умелость и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, самомассаж).
• развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности (игропластика, партерная гимнастика, йога для малышей).
4. Методика обучения музыкально-ритмических движений в детском саду.
Танцы, пляски, хороводы обычно делят на две группы: зафиксированные и свободные.
К зафикстрованным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Это, например, «Пляска с платочками» и «Круговая пляска» (русские народные мелодии, «Парная пляска» (чешская народная мелодия «Аннушка») и «Дружные тройки» («Полька» И. Штрауса, хороводы «Елочка» (музыка М. Красева) и «Веснянка» (украинская народная мелодия) и другие. Особое место в этой группе занимает характерный танец – плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей в свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины и др.)
К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Это «Зеркало» (русская народная мелодия, «Танцуй как я» (музыка В. Золотарева, «Мы веселые матрешки» (музыка Ю. Слонова).
При обучении ритмике используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод – это, прежде всего сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом.
Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в процессе обучения как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение словесного метода своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возрасте детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию – в упражнениях, танцах; оценка становится более обоснованной в средней и старшей группах.
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнений элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в пляски и хороводы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить внимание на образах, настроение музыки и передаче ее в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренажер – необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы
Ритмика – это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно – как ваш ребенок будет двигаться по жизни и насколько будет здоров. Не стоит этим пренебрегать. Надо помочь ребенку быть здоровым, определиться в его желаниях и способностях.
В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интенсивной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребенка.
Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому занятия по хореографии лучше начинать со слов: «Мы сейчас будем играть.», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т. д.
Ознакомление с хореографией в дошкольном возрасте начинается с элементарных движений – это работа стопами (карандаши-утюжки, корпусом (гордый носик, пристегивание животика на пуговку, руками (Тарелочки, фонарики, пальчиковая гимнастика, ногами (выставление на пятку, на носочек, вперед, в сторону).
Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, легкость, сила, грация. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.
Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т. д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хоровых игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.
Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т. д., что дает хорошую физическую нагрузку.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского сада. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т. к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения.
Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить ее, побудить к творческому использованию выразительных движений.
От изображения животных, мы переходим к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребенка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты. Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой.
Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнерами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца