Кутукова Наталья
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Развитие речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Оно тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием и является приоритетным в языковом
воспитании и обучении дошкольников.
Публикация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой обучения и воспитания в дошкольном детстве является овладение речью.
После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него открывается с новой стороны. Ребенок использует речь для того, чтобы выразить свои чувства, мысли, тем самым воздействовать на окружающих людей.
Сегодня педагоги отмечают проблемы, связанные с развитием связной речи. Практика работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста сформирована недостаточно.
Психолого-педагогические основы формирования связной речи у
детей старшего дошкольного возраста.
Становление и развитие связной речи, её сущность рассматривается во многих психологических исследованиях (А. А. Леонтьев, А. М. Лешина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, и др.).
Под связной речью понимается развернутое, последовательное, логическое, и образное изложение какого-либо содержания.
С. Л. Рубинштейн отмечает, что для говорящего любая речь, передающая мысль, является связной речью [25]. Построение фраз уже является тем, что ребёнок начинает устанавливать связи между предметами. С. Л. Рубинштейн отмечает, что связная речь – это речь, которая понятна на основе ее
собственного предметного содержания.
Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов или использованием в начале предложений союза «и».
Проблемой изучения связной речи в течение многих десятков лет занимались известные зарубежные и отечественные психологи, лингвисты и педагоги (А. А. Леонтьев, Н. И. Жинкин, Д. Б. Эльконин, А. М. Леушина, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и многие другие). Л. С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности.
Рассмотрим такие познавательные процессы как память, мышление, восприятие, воображение и внимание детей без которых развитие речи невозможно.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития памяти. В трудах Л. С. Выготского можно найти что память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Если в раннем детстве главной психической функцией является восприятие, то важной функцией дошкольного детства является память.
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение ребенком его опыта. Память является необходимым условием для развития интеллектуальных способностей.
Более сложным в познавательных процессах считается мышление. Основным компонентом при развитии всех психических процессов является мышление.
Мышление — это способность рассуждать, мыслить, делать умозаключения. Мышление очень тесно связано с речью. С. Л. Рубинштейн писал, что поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство.
Восприятие это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который объединяет свойства предметов в целый образ предмета, объединяет все познавательные процессы по получению, переработке информации.
Восприятие имеет основные виды:
1. Зрительное восприятие (дети получают информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально).
2. Тактильное восприятие (при тактильном восприятии задействованы кожные и двигательные ощущения).
3. Слуховое восприятие (информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через Мелодику и ритм).
Воображение – мысленное представление, воспроизведение чего-либо, кого-либо в уме. Это создание новых образов на основе предыдущего опыта. Л. С. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений». По его мнению, «привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением»
Внимание – сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на каком-либо объекте, направленность мысли на что-либо.
В своих трудах отечественный психолог Н. Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание — это особый вид психической деятельности, выражающейся выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Л. С. Выготский и Л. Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для внимания, т. к. при посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточиться.
Условия развития связной речи у дошкольников я нашла в трудах известных педагогов и психологов.
О. С. Ушакова считает, что одна из главных задач речевого развития дошкольников это овладение связной монологической речью. Ее успешное решение зависит от многих условий: индивидуальных особенностей, речевой
среды, активности ребенка, семейного благополучия, познавательной сферы социального окружения и т. п. Эти условия необходимо учитывать в процессе развития речи.
Доказано, что характер связной речи детей зависит от ряда условий и прежде всего от того, общается ребенок со сверстниками или со взрослым.
Установлено, что в общении со сверстниками дети в чаще употребляют более
сложные предложения, чем в общении со взрослыми; почти в 3 раза чаще прибегают к прилагательным, передающим их э эмоциональное отношение к окружающему миру. В общении со сверстниками у детей больше вариантов предложений. Это происходит потому, что сверстник является партнером, в общении с которым дети как бы пробуют свои навыки общения со взрослыми.
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями - мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть мысли и чувства и ему хочется ими поделиться. Речь и мышление ребенка формируется в единстве.
В дошкольном возрасте развитие речи достигает довольно высокого уровня. Дети произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу
голоса, темп речи. У детей старшего возраста есть значительный запас слов, дети, используя структурные элементы (начало, середина, конец) могут построить связный текст.
Но не все дети могут освоить речь. Все чаще некоторые дети могут неправильно произносить некоторые звуки родного языка (чаще всего звуки сонорные и шипящие, не могут регулировать силу голоса, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование прилагательных с существительными, словообразование). У детей возникают сложности при построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и нарушению связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Заключение.
Чтобы помочь детям развить связную речь нужно создать все педагогические условия развития связной речи.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал правильно и своевременно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть здоровым соматически и психически; не иметь нарушения зрения и слуха; обладать достаточной психической активностью; иметь потребность в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.
В заключении хочется сказать о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребё нка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.
Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
Для эффективного формирования связной речи необходимо обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Целесообразно использовать на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приёмы, закреплять полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.
В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.