Анна Чижова
Развитие социальных навыков саморегуляции поведения дошкольников через общение со сверстниками и взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие социальных навыков саморегуляции поведения дошкольников через общение со сверстниками и взрослыми»
В статье представлен материал, направленный на приобретение детьми старшего дошкольного возраста знаний и навыков саморегуляции поведения, раскрыты подходы к трактовке понятия «социальные навыки» в психолого-педагогической литературе, умений находить проблемные ситуации и решать их.
Актуальность. Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к дошкольнику как развивающейся личности, которая нуждается в понимании и уважении ее интересов и прав в любом возрасте. Требованиями современной социальной действительности являются: формирование нравственно-здорового общества, которое может помочь детям войти в современный мир с минимальным риском для жизни и здоровья. В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров, которые ребёнок осваивает на всю жизнь, поэтому важно сделать «нравственные идеи» доступными и понятными каждому человеку. Овладевая нормами и правилами поведения, дети готовятся не только к школьному обучению, но и к реальной социальной жизни.
Рассматривая этот аспект развития дошкольника, нельзя не упомянуть о социальных навыках, которые являются одними из наиболее важных и необходимых человеку на протяжении всей его жизни.
По данным нейрофизиологических исследований истинная саморегуляция человека формируется только к 9-10 годам. Но это не значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту способность. С 4 лет у детей развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. Изучением особенностей нравственные нормы дошкольника занимались многие педагоги и психологи. Большой вклад внесли Струкова Л. Н, Ветлугина Н. А., Богданова О. А., Мулько И. Ф., Катаева Л. И. и др.
За основу работы я взяла работу Н. П. Гришаевой: «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет»
Целью моей работы явилось: создание условий для формирования личностно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Исходя из цели, возрастных возможностей детей и требования программы поставила следующие задачи:
1. Учить детей ориентироваться в социальной действительности.
2. Формировать умения ребенка соотносить свои переживания и чувства с чувствами других людей.
3. Освоение детьми социальных ролей: я - член коллектива, я - член семьи и т. д.
4. Освоение норм и правил общения и поведения детей с взрослыми и друг с другом.
5. Развивать навыки саморегуляци и поведения на основе приобретенного социального опыта.
6. Определять ответственности своего поступка в ситуации нравственного выбора.
7. Привлекать родителей воспитанников к формированию у детей дисциплинированности и сознательного выполнения.
Для формирования саморегуляции как эффективной социализации детей в группе необходимо было создать условие, в том числе в предметно-пространственной среде. Среда организуется по принципу небольших микро-пространств, в каждом из которых отражена социально-нравственная позиция.
С целью освоение детьми социальных ролей: я - член коллектива, я - член семьи и т. д., накопления социального опыта и понимание своего места мире, использовала прием «Ситуация месяца». Работу начинала с планирования ситуаций, исходя из возрастных особенностей детей, имеющегося детского опыта и проблем в детском коллективе. Ситуация «Моя семья» возникла не спонтанно. На занятиях выявилось, что дети недостаточно ориентируются в составе своей семьи и своей социальной принадлежности, путаются в определениях «сын», «внук», «брат» и т. д. Включила в работу данную ситуацию. На начальном этапе, чтобы создать интерес, объединить усилие детей и родителей - с одной стороны, и помочь детям осознать родственные связи между поколениями - с другой стороны, организовала работу по данной теме. Найти своё «место» и «место» родственников в составе семьи, помогло составленное семьями воспитанников Генеалогического дерева. Дети наглядно усвоили многоступенчатость структуры семьи, когда в её жизни участвует не одно поколение. Сформировалось понятие о своем месте в составе семьи. «Я сын отца и мамы», «я самый младший в семье», «у меня есть сестра и брат», - говорили они. В ходе работы у детей появилась возможность проявить инициативу и самостоятельность в организации выставки «Члены моей семьи», пообщаться с родителями в ходе рассматривания семейных фотографий и реликвий.
Ситуация «Я – космонавт» привлекла детей своим интересным содержанием и явилась продолжением проведения «Дня космонавтики». Рассказала детям, чем будем заниматься в течение месяцев. Проведенная предварительная работа: просмотр видеофильмов, он-лайн экскурсия, рассматривание иллюстраций и др. подготовила детей к организации длительного путешествия на планету «Марс». Достаточно места уделили созданию тематической предметной среды, которую мастерили с детьми в свободное время: раскрашивали звездное небо, мастерили ракету для полета. При этом обращала внимание на развитие у детей умения договариваться, признавать свою неправоту. Например, при раскрашивании звездного неба сказала детям, что они самостоятельно будут раскрашивать небо для полета в космос. Дети вначале спорили между собой, какими красками раскрашивать небо, чтобы оно было похоже на космическое, не соглашались друг с другом. Впоследствии они гордились своим творчеством. В ходе совместной работы воспитанники приобретали новый познавательный опыт, что формировало определённые социальные навыки общения со сверстниками. Помощь родителей являлась необходимой составной частью в работе. Они изготавливали скафандры, аппаратуру и т. д. Тема ситуации использовалась в работе всех специалистов ДОУ. На музыкальном занятии дети разучивали песню «Если очень захотеть». На физкультурном занятии играли в подвижные игры «В космосе», «Лунатики». На занятиях по изо рисовали космос, космические корабли и др. Итоговым мероприятием месяца явилось игра- драматизация «Полет на Марс», в которой дети смогли показать и представить то, чему они научились в течении месяца. Постепенно «ситуации месяца» воспитывали в детях самостоятельность и ответственность, дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим; учили ориентироваться в пространстве и времени; формировали умение проявлять инициативу и планировать свои действия.
Для формирования умения ребенка соотносить свои переживания с чувствами окружающих людей, проявлять заботу о других людях
организовывала различные «социальные акции» по разным направлениям. Например, в детский сад пришла СМС от родителей, у которых произошло несчастье - сгорел дом. Они просили помощи. Обсудили с ребятами события с позиции, как тяжело людям находится в такой ситуации. Решили принять участие в акции «Помоги ближнему». Вывесили объявление для родителей. Дети согласились дома рассказать о случившемся и подобрать подходящие вещи. Данная акция хороша тем, что работа проводилась в тесном контакте с родителями воспитанников, что делало её более эффективной.
Акция «Безопасная дорога». Рисовали плакаты, которые развешивали на подъездах, приходя из детского сада домой, в уголках других возрастных групп.
Проведение такой формы работы, как «социальной акции», позволило развивать коммуникативные отношения между детьми, коллективизм, сотрудничество, способствовала развитию нравственных и личностных качеств. В процессе проведения акций дети открывали для себя новые стороны жизни, делали выводы, приобретали социальный опыт взаимодействия с окружающим миром, начали чувствовать себя полезными и нужными в этом мире.
Осваивать нормы и правила общения и поведения детей с взрослыми и друг с другом, развивать навыки саморегуляци и поведения на основе приобретения социального опыта помогли проблемные педагогические ситуации. Специально создавая такие ситуации, имела запасные ходы и подходы к каждому ребёнку, учитывать их индивидуальные особенности. Например, зная, что ребенок никогда не поможет другим, а наоборот, старается огорчить, использовала сконструированную ситуацию «У меня упала книга». Наблюдала, как поведёт себя ребёнок: поднимет её или пройдёт мимо. Если ребёнок выбирал второе, то всегда показывала себя не довольной, а если он поднимал её и отдавал, то хвалила при всех.
Конечно же не обходилось в нашей работе и без спонтанных ситуаций. Например, мы наблюдали за тем, как кошка поймала на улице птицу. Дети реагировали по-разному: кто-то переживал за бедную птицу, а кто-то просто смеялся от увиденного. Никаких оценок сразу по этому поводу детям мною дано не было. Но, придя в группу, разобрав эту ситуацию, задав детям вопросы: «Саша, почему ты засмеялся?», «Маша, почему тебе было грустно?», «Что бы ты сделал, чтобы помочь птице?» и др. Отвечая на вопросы, дети пришли к выводу о том, что чужому горю радоваться не стоит.
И конечно без рефлексии не обходилось. Дети, анализируя свои поступки и поступки других детей или участников, находили пути решения проблемы, а порой и начинали сомневаться в правильности своих первоначальных выводов.
Работа не была бы такой эффективной без участия родителей. В начале, на родительском собрании я рассказала про технологию социализации Гришаевой, где мы вместе с родителями приняли предварительный план работы и подобрали технологии, которые были описаны выше. Родители активно участвовали в социальных акциях, предлагая каждый раз что-то новое. В «ситуациях месяца» были активно включёнными зрителями и даже участниками, а в проблемных педагогических ситуациях всегда проводили беседы и анализировали поступки детей.
Проводя данные технологии, дети постепенно стали самостоятельно определять свои поступки, стали более включёнными в различные виды деятельности, раскрепощёнными и разговорчивыми, более сплочёнными. А главное, стали самостоятельно решать свои внутренние проблемы. Дети росли на глазах. В дальнейшем я планирую не ограничиваться только этими технологиями, но и внедрить другие.