Нелла Другова
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» для родителей детей второго раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания
Тема собрания : «Развитие речи детей раннего возраста».
Форма проведения: Круглый стол.
Продолжительность: 45-60 минут.
Время и место проведения: ноябрь, группа.
Участники: воспитатель: Другова Н. Р., родители воспитанников группы
Оборудование:
Публикация «Конспект родительского собрания „Развитие речи детей раннего возраста“ для родителей детей второго раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• литература по теме собрания;
• мультимедийное оборудование для выступления педагога;
Цели:
1. Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка;
2. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе;
3. Повышение педагогической культуры родителей по теме собрания;
Задачи:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов;
2. Способствовать эмоциональному расположению друг к другу участников родительского собрания;
3. Повысить грамотность родителей по теме «Развитие речи детей раннего возраста», пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка;
Подготовительный этап:
1. Подбор материала по теме собрания «Развитие речи детей раннего возраста», распечатка конспекта;
2. Подготовка видеофильма «В игры разные играем, речь свою мы развиваем»;
3. Подготовка памяток для родителей «10 простых советов от логопеда»;
4. Подготовка выставки игр и игрушек для развития мелкой моторики рук;
Ход собрания
Вступительный этап.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье.
Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.
Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, рак и щука» : «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня наш разговор пойдет о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Тема собрания : «Развитие речи детей раннего возраста».
Основная часть.
Уважаемы родители вопрос к вам : как вы считаете, что такое речь? Для чего человеку нужна речь? (высказывания родителей, обсуждение ответов).
Речь – форма общения. Основу речевого развития ребенок получает в семье самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.
Хорошо развитая речь способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как неисправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Обратная связь – вопрос к родителям : скажите, уважаемые родители, как ведёт себя ваш ребенок, когда вы его не понимаете или его речь вам не понятна? (высказывания родителей, обсуждение ответов).
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребенка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, но и показывает его уровень умственного и эмоционального развития.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и так далее. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Таким образом, овладение речью необходимо для полноценного формирования личности ребенка. На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы. Работа по развитию речи, в нашей группе, осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях –рисовании, вне занятий – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Сегодня мы будем с вами осваивать ряд приемов, которые нам с вами помогут объединить усилия и целенаправленно работать над развитием речи наших малышей. Один из приемов развития речи детей раннего возраста – это пальчиковая игра. Когда-то, В. А. Сухомлинский, известный педагог, сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Уважаемые родители, обращаем ваше внимание на то, чтобы наши дети были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук. Начнем с самого простого – пальчиковые игры – для них не нужны специальные условия, оборудование. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малыша, пробуждающий воображение, фантазию.
Смотрите видео и повторяйте вместе с детьми (просмотр начала видеофильма «В игры разные играем, речь свою мы развиваем»).
Обратная связь – вопрос к родителям : В какие пальчиковые игры вы играете дома со своими детьми? Как часто вы играете в пальчиковые игры (обмен опытом с родителями).
Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (обсуждение с родителями).
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
2. Общение ребенка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Paзвитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребенком взрослых и детей.
Следующий прием, влияющий на развитие речи детей - разучивание коротких стишков. Польза разучивания коротких стишков очень велика: у детей развивается пассивный и активный словарь. Известные психологи утверждают, для того чтобы ребенку что либо усвоить, ему необходимо повторить это несколько десятков раз.
Обратная связь – вопрос к родителям :Учите ли вы дома стихи? Как вы учите стихи? Какие любите рассказывать? Есть какой-то любимый стих? (высказывания родителей, обсуждение ответов).
Следующий прием, влияющий на развитие речи детей – песенки-подпевки…Дети раннего возраста, в большинстве случаев, в силах проговорить только окончание слова, несколько раз и в данном случае песенки – подпевки, например, когда ребенок укладывает какую либо игрушку спать, и пропевает вместе со взрослым колыбельную, отличный прием для развития речи малыша.
Обратная связь – вопрос к родителям – поете ли вы, какие либо песенки вместе с детьми дома?
Все дети очень любят тайны и сюрпризы. Наши малыши очень любят играть в дидактическую игру «Волшебный мешочек». Смысл игры заключается в угадывании, например, домашних и диких животных (находится в мешочке могут любые группы предметов, уже известные малышу, например фрукты, игрушки, посуда) и звукоподражанию им, либо проговариванию названия, того, что из мешочка достали. Эта игра тоже хорошо оказывает влияние на развитие речи малышей. Продолжаем смотреть видео…
Еще один из приемов, влияющих на развитие речи это подвижные игры с проговариванием слов. Дети очень любят играть в подвижные игры, нашим малышам нравится игра «У медведя во бору», они с удовольствием повторяют движения, согласно тексту, и стараются проговаривать и договаривать слова игры.
Обратная связь – вопрос к родителям :В какие подвижные игры вы играете дома со своими детьми? Продолжаем смотреть видео…
Чтение книг, рассматривание иллюстраций книг, показ различных видов театра (настольного, пальчикового, кукольного, на фланелеграфе) также является основой развития речи детей. С самого раннего возраста у детей закладываются основы любви к книге, желание узнать из книги что-то новое и интересное. Сейчас хотим познакомить вас со списком литературы, который рекомендован для детей раннего возраста и представлен в программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы, по которой мы занимаемся (родителям предоставляется возможность посмотреть Программу, воспитатель зачитывает список литературы) (приложение 1)
Музыкальные игры - еще один из приемов, влияющих на развитие речи…. Продолжаем смотреть видео…
А сейчас предоставляем слово учителю – логопеду нашего детского сада О. В. Колисниченко, она расскажет вам об играх с предметами, которые влияют на развитие мелкой моторики рук, и соответственно на развитие речи малышей (в групповой комнате оформлена выставка игр и игрушек на развитие мелкой моторики рук, учитель логопед рассказывает и демонстрирует игры и игрушки).
1. Игры с различными предметами
(с прищепками, шнурками, крупными пуговицами и т. д., развивают координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.
2. Игры с мозаикой и конструктором, которые также помогают в развитии моторики и речи детей.
3. «Сухой бассейн».Для этого подойдет простая коробка, наполнить ее горохом, косточками из компота, фасолью и т. д. Спрятать игрушку, можно поиграть – «Найди клад», «Найди игрушку», «Кто здесь живет?». И главное - малыша без присмотра не оставлять!
4. Кубики, собери пирамидку, лабиринт, пазлы, «найди домик для предмета» и др.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов (приложение 2 - памятка «10 простых советов от логопеда).
Чтобы эта важная информация у вас сохранилась, мы дарим вам памятки.
1. Уделять должное внимание развитию речи ребенка – больше общаться, заучивать короткие стишки;
2. Пополнить домашнюю библиотеку детских книг согласно рекомендациям Программы «От рождения, до школы», под ред. Вераксы;
3. Ежедневно читать детям книги: сказки, потешки, короткие рассказы;
4. Поощрять в семье занятия ребенка играм с мозаикой, сенсорными эталонами, способствующим развитию мелкой моторике рук.
Приложение № 1
Список рекомендуемой художественной литературы для детей второй группы раннего возраста
Для чтения и рассказывания детям
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Ладушки, ладушки.», «Петушок, петушок.», «Большие ноги.», «Водичка, водичка.», «Баю-бай, баю-бай.», «Киска, киска, киска, брысь.», «Как у нашего кота.», «Пошел кот под мосток.». «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька.»; «Чики, чики, кички.», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.»; «Огуречик, огуречик.»; «Солнышко, ведрышко.».
Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.
Фольклор народов мира
«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты, заюшка-пострел.», «Ты, собачка, не лай.», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова;
«Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки», «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар.»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет.» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец.» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. «Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».
Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».
Произведения поэтов и писателей разных стран
С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько.