Фарзия Мухаметшина
Развитие речи детей 4–5 лет через знакомство с загадками
▼ Скачать + Заказать документы
Загадка – иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Развитие речи детей 4-5 лет очень важный этап в их обучении. Использование загадки, является одним из эффективных способов помочь детям развивать свою речь и логическое мышление. Загадки не только увлекательны и интересны для детей, но и способствуют активному использованию словарного запаса, развитию воображения и аналитических способностей. При изучении через загадки дети не только обогащают свой словарный запас, но и учатся уметь ассоциировать, сравнивать и анализировать информацию. Поэтому важно использовать загадки в обучении детей, чтобы помочь им развивать свои речевые и познавательные способности.
Публикация «Развитие речи детей 4–5 лет через знакомство с загадками» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Дети в возрасте 4-5 лет, умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.). Сравнивать предметы между собой. В своей работе,воспитатели используют загадки : на занятиях, беседах с детьми,в бытовой, игровой деятельности,во время экскурсий,наблюдений, во время дидактических игр. Загадки входят во все занятия по различным разделам программы. Воспитатель преподносит загадку,ребенок ее загадывает, воспитатель помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку. Тексты загадок изучаются с детьми во вторую половину дня во время индивидуальной работы.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Заяц)
В этом возрасте популярны загадки с рифмующимися отгадками:
С неба падают зимою
И окружаться над землею
Легкие пушинки, белые … (снежинки).
Но, дети этого возраста уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства, поэтому в работе с ними можно использовать загадки более сложные, в которых есть сравнения, метафоры, образы. Но жизненный опыт в этом возрасте пока еще не велик. Значит, сравнения и образы должны быть знакомы детям из их повседневной жизни или в связи с частыми повторениями на занятиях.
Скатерть бела, всю землю одела (зима).
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
И, еще один вид загадок, которые воспитатели используют при проведении
Развлечений и праздников вопросы. Такие загадки и ответы на них способствуют формированию у детей убеждений. Их можно найти в сказках и заучить с детьми.
Например, Что для человека дороже всего на свете?
- Нет ничего дороже Родины. («Сказка о барине и его работнике»).
Вывод: лаконизм и яркость характеристики, точность языка и
конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для среднего возраста.
Загадки используются как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Тогда их уместно применять во время детской деятельности,в режимных моментах, в совместной деятельности.
Используя загадку в образовательной деятельности её можно предложить детям в начале деятельности (занятия, наблюдения, беседы). В подобных
видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора
вносят определенную «живинку» в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно привлекавшийся вещах.
Используют загадки и в завершении деятельности. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различия между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением обобщением процесса деятельности, помогая закрепить сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представление детей о характерных свойствах предмета или явления.
Основная задача воспитателя во время загадывания загадок – обеспечить полноценное восприятие детьми загадки. Все должно быть направлено к этой цели: и выразительность передачи, и организация детей, и методические приемы загадывания загадки.
Воспитатель детского сада является посредником между загадкой
и детьми, так как дети дошкольного возраста – только слушатели, а не
читатели. От воспитателя зависит, как дети примут загадку.
1 Чем выразительнее читает воспитатель загадку, внимательнее слушают
Ее дети, тем лучше они воспримут проанализируют ее содержание. Загадки могут быть прочитаны по книге, наизусть без книги, рассказаны. Выбор способа передачи зависит от вида загадок, от возраста слушателей и ситуации.
2 Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно- образное
И активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью,
Особое место в работе с детьми играет наглядный материал, который может быть представлен в разных видах: плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т. д.
3 Присутствие образных выражений. Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения, слова дети не поймут, и это будет служить препятствием к восприятию загадки, тогда необходимо пояснить непонятное слово таким приемом: во время загадывания загадки, не останавливаясь, пояснить новое слово синонимом или краткой фразой. Например, «терем» - большой, светлый дом.
- загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей
с предметами, их характерными признаками;
- загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку», постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т. е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает»); ,посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образностью речи.
Таким образом, роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие.
Список литературы:
1. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки – М. : Просвещение, 1985.
2. Нестеренко А. А. «Страна загадок».
3. Шульгина Е. В., Третьяк Н. Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. Детство-Пресс, 2011.