Папки-передвижки

Статья «Развитие понятийного логического мышления как одного из факторов подготовки детей к школе»

Елена Южакова
Статья «Развитие понятийного логического мышления как одного из факторов подготовки детей к школе»

Подготовка детей к школе актуальна для многих российских семей, а значит и для ДОУ, школ. Ведь именно от того, как ребенок подготовлен к обучению в школе зависят его дальнейшие успехи. Процесс этот зависит как от требований, предъявляемых школой, так и от родителей, готовящих детей к поступлению в нее. Как показывают многочисленные беседы с родителями, многие из них ошибаются, считая, что если ребенок умеет читать, считать, это означает, что он уже готов к школьному обучению. Безусловно, это чудесно, что в первый класс придет ребенок читающий, изучающий иностранный язык, занимающийся ритмикой, рисованием и т. д. Но дело в том, что готовность к школе означает совершенно иное, нежели выработку у ребенка только навыков и умений. Школа в наше время предъявляет к ребенку, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. У ребенка, прежде всего, должно быть желание получать знания, умение слушать учителя и выполнять его задания, отнюдь не всегда привлекательные и интересные. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи.

Публикация «Статья „Развитие понятийного логического мышления как одного из факторов подготовки детей к школе“» размещена в разделах

С первых же дней учебы первоклассник должен обладать развитыми волевыми качествами – без них он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие мышления.

Одним из показателей уровня развития мыслительной деятельности дошкольника, поступающего в школу, по мнению Я. Л. Коломинского, В. А. Крутецкого, является умение обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов и явлений, то есть наличие элементов логического мышления.

В целом, проблема развития логического мышления в период дошкольного детства являлась предметом изучения многих педагогов и психологов прошлого и настоящего (Ж. Пиаже, А. Валлон, К. Коффка, Н. Н. Поддъяков, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, и на сегодняшний день она по - прежнему актуальна.

Целью моей работы, как педагога-психолога муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №8 «Сказка» г. Кувандык, является оказание помощи в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Поэтому я считаю необходимым, уделить особое внимание развитию понятийного логического мышления, которое является одним из показателей способности ребенка обучаться. В своей практической деятельности я опиралась на работы Шарохиной В. Л., Севостьяновой Е. О., которые направлены на групповые формы работы с детьми. Поэтому, в дополнение к групповой работе, нужна и индивидуальная работа с дошкольником, так как для того, чтобы ребенок начал выполнять задания, необходимо установить с ним контакт, поиграть, создать для него комфортную ситуацию игры и доверия. При этом сам процесс выполнения задания требует постоянного объяснения и контроля. На мой взгляд, именно индивидуальная форма работы будет более эффективна в развитии понятийного логического мышления, основанного на личном опыте каждого ребенка. Наиболее преемленным для этого я посчитала создание проекта «Развитие понятийного логического мышления, как одного из факторов готовности детей к школе».

Тип проекта: средней продолжительности, расчитан на 2 месяца.

Форма работы: индивидуальная.

Цель проекта : экспериментально доказать эффективность использования заданий, упражнений, задач для развития понятийного логического мышления детей, с учетом взаимодействия семьи и детского сада.

Были поставлены следующие задачи :

1. Проанализировать научную литературу о структуре понятийного логического мышления дошкольников.

2. Подобрать систему заданий, упражнений, задач способствующих развитию у дошкольников понятийного логического мышления, на основе полученных результатов детей на начало года.

3. Разработать стратегию совместной деятельности педагогов и родителей.

4. Создать необходимые условия для развивающей индивидуальной работы с детьми.

5. Проанализировать итог проделанной работы, на основе сравнения результатов диагностики до и после развивающей работы.

Предполагаемый результат:

1. Создание условий для формирования у детей активности и самостоятельности мыслительной деятельности (ребенок действует самостоятельно в ходе реальных преобразований предметов, выявляет их скрытые свойства и связи).

2. Способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки - объединять действия и объекты по их сходству и различию, анализировать их)

3. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

4. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Реализация проекта состояла из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.

Подготовительный этап реализовывался в течение одной недели. Были выделены 10 детей, чей уровень развития понятийного логического мышления ниже нормы, по результатам первичного исследования. Далее, определены цель и задачи проектной деятельности, составлен перспективный план индивидуальной работы с детьми. Была проведена подборка задач, упражнений для индивидуальной работы психолога с детьми, а так же для совместной деятельности родителей и воспитателей с детьми. В течение недели был изготовлен наглядный материал для работы.

Основной этап включил в себя работу по трем направлениям:

1. Работа с родителями.

Был организован Клуб для родителей «Хочу всё знать», где они были ознакомлены с целью, задачами, этапами и сроками реализации проекта. В течение шести недель работы Клуба родители получали методическую помощь, а так же информацию по результатам работы с конкретным ребенком. Была проведена консультация на тему «Подготовка детей к школе», изготовлены буклеты «Готовим ребенка к школе» и «Развиваем понятийное логическое мышление у старших дошкольников», в которых были раскрыты основные вопросы готовности к школе; что именно должен знать ребенок при поступлении в школу; памятка для родителей по развитию речи ребенка, а так же даны упражнения и задания для совместной развивающей деятельности родителей с детьми. Индивидуальные консультации с родителями проводились 1 раз в неделю в течение семи недель.

В уголке для родителей периодически выставлялся материал на темы : «Что значит «ребенок готов к школе»?», «Что вмещает в себя понятие "умение учиться"?» и т. д.

На заключительной стадии этапа был объявлен семейный конкурс «Изучаем мир играя», где родители представили ребусы, головоломки, задачки по развитию мышления. Родителям было предложено оформить свои работы в двух видах: настольной игры, где ребенок может самостоятельно работать или в виде пособия для педагога, которое он может использовать в совместной работе с ребенком. В конкурсе участвовали все родители, были отмечены лучшие работы. Материал конкурсных работ был внедрен в совместную деятельность воспитателей с детьми, что вызвало большой интерес, а так же пополнение дидактического материала группы. Детям понравились новые игры, задания, которые они с радостью выполняли. Но главное – дети делились тем, как они вместе с родителями занимались, готовили наглядный материал и гордились, что этим пользуются все дети в группе.

Организуя работу с родителями, мы расширили их знания по подготовке ребёнка к школе, убедили их в необходимости проведения упражнений, решения задач не только в детском саду, но и дома, сформировали активность и инициативность родителей в совместной работе семьи и детского сада.

2. Работа с детьми.

В течение шести недель было проведенино 8 индивидуальных развивающих мероприятий с детьми со второй по седьмую недели, включающих в себя различные задания на развитие понятийного логического мышления. Работа проводились в индивидуальной форме. Каждая встреча с ребенком начиналось с разминки, например, дополнить фразу, продолжить предложение и т. д. В процессе развивающей работы очень важно научить ребенка делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует его развитию, упрочению формальных логических связей. Для активизации мыслительной деятельности на протяжении всей развивающей работы ребеку предлагались логическая задача или сказка, загадка, упражнение логического характера, а также упражнения для профилактики нарушений зрения или предупреждения переутомления (приложение №1). Использование загадок, нелепиц помогают развить у ребенка аналитическое мышление, устанавливать логические связи между объектами окружающего мира. Развитию познавательной активности способствует такая организация работы, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. Главное, нужно не забывать, что чем больше новый материал связан с имеющимся его личным опытом, тем интереснее он для него.

3. Работа с воспитателями.

В начале реализации основного этапа был проведен педагогический практикум с воспитателями, где были доведены рекомендованные психологом игры и упражнения для работы с детьми по развитию понятийного логического мышления. Работу в группах рекомендовано проводить в групповой форме.

Реализуя работу с педагогами, удалось расширить кругозор педагогов, активизировать знания по развивающей работе.

Последним этапом нашего проекта был заключительный этап.

Одним из критериев результативности являются полученные данные повторной диагностики 10 детей : из 100% детей со слабым уровнем данного типа мышления на начало года, после развивающей деятельности 70% (7детей) показали средний уровень (норму) развития, 20% (2 ребенка) - хороший уровень и 10% (1 ребенок) - слабый результат, но, несмотря на это, у него наблюдалась устойчивая положительная динамика в развитии речи, пополнении словарного запаса, умении устанавливать связи между понятиями.

Большинство дошкольников (90%) научились самостоятельно принимать решения в проблемных ситуациях, искать пути их рационального преодоления. Пусть еще не четко, но осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности. В решении логических задач дети научились выдвигать различные гипотезы, проявили попытки их доказать или оспорить.

Работая над проектом, мы убедились, что перечисленные выше качества личности дошкольника не формируются сами собой. Необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые воспитанники осознавали бы необходимость в самостоятельном поиске решения, использовали свои личные знания экспериментальным путем, а не только подачей готовых решений от взрослых.

Таким образом, результаты проектной деятельности свидетельствуют о том, что уровень развития понятийного логического мышления достиг нормы у большинства дошкольников после развивающей совместной работы всех участников процесса, по сравнению с начальными показателями. Полученные данные подтверждают предположение о том, что организация индивидуальной развивающей работы с использованием логических упражнений, задач является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста, что поможет детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.

Данный проект на тему «Развитие понятийного логического мышления, как одного из факторов готовности детей к школе» может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Каждый творческий педагог может использовать его по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по вопросу подготовки дошкольников к обучению в школе.

Приложение №1

Разминка

Из чего видна улица? Дед, который раздает подарки?

Съедобный персонаж? Часть одежды, куда кладут деньги?

Какой день будет завтра?

Логические задачи.

А) Саша ел виноград крупный красный. Коля ел виноград крупный белый. Что у винограда одинаковое? А что разное? ( ответ: одинаковая форма – крупный, разное - цвет)

Б) Катя и Надя рисовали зверей. Одна девочка рисовала в альбоме, а другая в тетерадке. Где рисовала Катя, если Надя не рисовала в альбоме? ( ответ: в альбоме).

Упражнение на формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов.

«Автомобиль ездит на бензине или другом топливе. Трамвай, троллейбус, электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе «транспорт». А автокран относится к транспорту? Почему?»

Упражнение на формирование умения отделять форму понятия от его содержания.

«Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты ответь мне, какой предмет больше, а какой меньше? Какое слово длиннее, а какое короче? Почему?

- Карандаш или карандашик?

- Кот или кит?

- Удав или червячок?

- Хвост или хвостик?»

Упражнение на расслабление и концентрацию.

1. Левая рука напряжена, правая расслаблена; правая рука напряжена, левая расслаблена. Повторить 3 раза. То же проделать с ногами. Повторить 3 раза.

2. Зажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга по часовой стрелке. 3- против. Зажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга против часовой стрелки, 3- по часовой.

Задание «Последовательные картинки» на установление причинно – следственной зависимости в наглядной ситуации.

Рисунки из четырех последовательных изображений. Ребенку предлагается рассмотреть 4 рисунка в течение 20 сек., затем разложить все 4 рисунка в зависимости от сюжета и составить рассказ по ним. Если у ребенка возникли проблемы, то помочь ему: «Что сначала делела девочка? Положи эту картинку первой. А что потом?».

Упражнение «Сложи фигуры»

Ребенку предлагается карточка с изображением фигур, которые нужно сложить между собой. Затем нарисовать, какая фигура получится после сложения (ребенку выдается карточка с изображением фигур).

Публикации по теме:

Презентация «Круглый стол педагогов детского сада и школы по проблеме преемственности» В данной презентации представлен материал по работе со школой в вопросах преемственности. Рассмотрены вопросы мотивации детей к обучению.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Развитие понятийного логического мышления как одного из факторов подготовки детей к школе»
Опубликовано: 28 мая 2013 в 19:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Развитие понятийного логического мышления как одного из факторов подготовки детей к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Южакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД