Бугаева Юлия Александровна
Развитие детской инициативы в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Развитие детской инициативы в игровой деятельности"
Инициатива - (от. франц. initiative, от лат. initium — начало, почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».
Публикация «Развитие детской инициативы в игровой деятельности» размещена в разделах
Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав.
Я. Корчак
При организации работы направленной на совершенствование познавательной активности, инициативы, самостоятельности также можно руководствоваться такими понятиями: мнение каждого важно; не критиковать, все имеют право на ошибку; мыслю по дереву не растекаться ; когда один говорит другие слушают.
ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.
Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.
Инициативный ребенок – что это значит? Это ребенок, который должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность.
Черты инициативной личности : произвольность поведения, самостоятельность, развитая эмоционально-волевая среда, общительность, творческий подход к деятельности, познавательная активность, стремление к самореализации.
Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.
Развитие инициативы проходит в различных видах деятельности:в нашем случае, т. к. дети у нас маленькие, развитие инициативы чаще всего происходит в игровой деятельности.
Особенности развития игр у детей в младшем возрасте – игра носит индивидуальный характер:
1. Самостоятельно – образная игра
2. Индивидуальная игра с игрушками (куклы, звери) и другие предметы – индивидуальная режиссерская игра.
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия.
Особенности развития режиссерских игр у детей в младшем возрасте:
1. Непосредственный опыт ребенка.
2. Сюжеты игр с игрушками еще сравнительно несложны - краткие цепочки (кукла обедает, спит, идет гулять).
3. За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения.
4. Сюжетные события в индивидуальных режиссерских играх
- результат ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира.
5. Речь является главным компонентом режиссерской игры.
Для успешного развития этого вида игр необходимо создать ряд условий:
Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Сделать это помогут разные ширмы, как готовые, так и сделанные руками родителей, они могут быть в виде занавеса, в виде книжки-раскладушки, гибкие, при необходимости, принимающие разные формы. Ещё одним условием можно назвать создание макетов. Самым ярким и распространённым макетом для режиссёрской игры является дом для куклы для девочек. А для мальчиков может быть, например, дорога, конечно же, должен соответствовать полу ребёнка.
Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. Сейчас в продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.). Если нет возможности приобрести эти наборы, то игрушки для режиссерской игры можно изготовить самим, при помощи бумаги, клея и красок. К игрушкам, изготовленным вместе с родителями, дети будут относиться с большей любовью, будут их беречь.
Необходимое условие для режиссерских игр является подбор игрового материла.
Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.
Другой вид игрушек – прототипические лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.
Третий вид игрушек - предметы-заместители, т. е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.
Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.
Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи, птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.
И, наконец, самое важное условие организации режиссерской игры- умелое руководство развитием этой игры.
Маленькие дети в возрасте 3 лет не всегда самостоятельно способны играть в задуманные взрослыми игры. Не стоит навязывать им свой сюжет, а для начала воспитателю следует показать наглядный пример, объяснив, как играть, управляя героями и придумывая сценарий.
В младшей группе ребенок по предложению воспитателя включается в разнообразные имитационные игры, связанные с передачей образов.
Воспитатель участвует в игре как:
- зритель, наблюдатель;
- стимулирует режиссерскую игру;направляет ее;
- уводит от простого манипулирования;
- воздерживается от прямых указаний, замечаний в адрес играющих детей;
- прибегает к постановке проблемного задания;
- вмешивается в игру тактично, учитывая особенности ребенка.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной. В этом случае именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение – основа творческой деятельности человека.
Эти слова очень подходят для развития инициативы ребенка.
Скажи мне и я забуду
Покажи мне, и я запомню
Позволь мне сделать, и я запомню это навсегда!