Галина Николаевна Дронова
Работа воспитателя по социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать +Заказ
Работа воспитателя по социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья
Государственное казённое учреждение города Москвы
Детский дом-интернат для умственно отсталых детей
«Южное Бутово»
Департамента социальной защиты населения города Москвы
СТАТЬЯ
Работа воспитателя по социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитатель :
Дронова Галина Николаевна
Москва 2013 г.
Публикация «Работа воспитателя по социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важными задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ являются формирование у них образцов позитивного социального поведения, обучение навыков повседневной деятельности. В нашем интернате детям- инвалидам предоставлена возможность совместного проживания и установление отношений в условиях жизненного сообщества свободных, равных отношений друг с другом и взрослыми.
Воспитатели нашей группы проводят систематическую деятельность, направленную на формирование социальных навыков у детей с ОВЗ. Наиболее важными условиями формирования социальной компитентности детей с ОВЗ в детском учреждении, развития качеств, умений, навыков, способствующих его адаптации, являются:
- специально созданная и поддерживаемая социокультурная предметно-пространственная развивающая среда, в которой ребёнок имеет возможность реализовать свои возможности;
- создание условий для самостоятельной активной деятельности детей, в процессе которой ребёнок усваивает нормы, правила социума, способы получения знаний, основные элементы культуры.
В группе мы используем разнообразные формы работы по развитию социальных знаний и умений- разные виды занятий и игр, организуемых и проводимых педагогом. Развитие социальных компетенций происходит наиболее эффективно, когда ребёнок активно учавствует в совместной, либо индивидуальной деятельности, самостоятельно осваивает приёмы труда, выстраивает отношения с окружающими людьми.
Мини-уроки (так мы их назвали) мы проводим ежедневно, их продолжительность зависит от внутренней подготовки, от поставленных задач, они могут длиться от 1 минуты до 10. Для удобства мы такие уроки разделили на группы.
Первая группа: уход за собой.
На упражнениях первой группы дети учатся самостоятельно ухаживать за собой. Они учатся мыть руки, лицо, чистить зубы, заправлять постель, застёгивать пуговицы, ремни, завязывать шнурки, стирать свои мелкие вещи, мыть обувь и т. д.
Вторая группа: уход за окружающей средой.
Цель второй группы упражнений практической жизни- научить ребёнка заботиться об окружающей среде, сохраняя её в чистоте. Для этого необходимо уметь протирать пыль, подметать пол, мыть стол, ухаживать за комнатными растениями и т. д.
Третья группа: основы культуры поведения в обществе.
На упражнениях третьей группы ребёнок приобретает навыки позитивного общения навыки позитивного общения. Ребёнок учится вступать в контакты и поддерживать их. В виде игры и беседы происходит знакомство с общепринятыми нормами общения к человеку, приветствие и прощание, извенение и благодарности. Умение внимательно выслушать собеседника, не перебивая его, задать или ответить на вопрос, предложить или принять помощь так же относится к числу важнейших социальных умений, для овладения которыми ребёнку требуется время.
Четвё ртая группа: особые виды движений.
В четвё ртую группу входят: уроки тишины, движения по линии.
Уроки тишины.
Основная цель: помочь детям научиться владеть собой, сдерживать свои порывы и эмоции, терпеливо ждать, т. е. помочь в развитии волевых качеств.
Косвенные цели: научиться владеть своим телом, контролировать движения (неслышно двигаться, совершать разные действия); развивать слуховое восприятие, учиться концентрироваться на задании, данным воспитателем.
Уроки тишины появились в практике детских садов Монтессори около ста лет назад. Однажды Мария Монтессори заметила, как притихли дети, как они сдерживали свои эмоции, когда в класс внесли грудного спящего ребёнка. Это навело её на мысль использовать уроки тишины для выработки у детей волевых качеств. На этих уроках воспитатель тихо, еле слышно, беседует с детьми и даё т разные задания:
- тихо встать и перенести стул на ковёр;
- тихо встать, выбрать материал и начать заниматься так, чтобы не нарушать общей тишины в группе и т. п.
Задача детей сидеть очень тихо, вслушиваться в слова, произнесённые воспитателем и выполнять задание. Такие уроки тишины педагог проводит, если видит, что дети в группе стали шумнее обычного, что нарушается привычная рабочая атмосфера, воспитатель призывает всех на 1-3 минуты погрузиться в тишину, затем продолжить свои занятия.
Движение по линии.
Основные цели этого движения- развитие способности владеть своим телом, контролировать движения, концентрироваться на выполнении упражнений.
Косвенные цели- развитие волевых качеств, внимание, развитие чувства ритма, пластичности, точности и грациозности движения детей с ОВЗ.
Первоначально дети учатся просто двигаться по линии, не натыкаясь друг на друга, выдерживая определённую дистанцию, не сходя с линии. Для маленьких детей это не простая задача, выполнение которой требует концентрации внимания, самоконтроля. Воспитатель постепенно вносит усложняющие элементы в движение детей : меняется ритм, добавляются движения руками, включается движение боком, спиной вперёд, а позже- ношение разных предметов: стаканов с водой, мячика в ложке и т. п. Растут и возможности ребёнка- инвалида не только во владении своим телом, контроля за движениями, но и в развитии волевых способностей.
В специально подготовленной среде, имеет право на определённые виды свободы в различных видах деятельности, ребёнок постепенно приобщается к миру социальных отношений. Эффективным средством развития социальных чувств и эмоционального мира ребёнка является проведение рефлексивных кругов. Именно круг, по наблюдению психологов, является гарантией защищённости,потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяет общую атмосферу жизни детей группы. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал ребёнка.
Основная задача рефлексивных кругов заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать ребёнка с ОВЗ, а помочь ему стать самим собой через познание себя и самовыражение. Только тогда ребёнок примет себя со всеми своими слабостями и недостатками, когда он признает их и одновременно поймёт свои сильные стороны, только тогда он продвинется вперёд в самопознании.
Виды рефлексивных кругов:
*личностные. Цель: способствовать пониманию самого себя, своих мыслей, чувств, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых;
*событийные. Цель: осмысление собственных действий и состояний (учатся анализировать и передавать своё отношение к событиям прошедшей недели, дня);
*творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять);
*понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека.
Личностные круги: тематика упражнений и этюдов.
1. Мой портрет.
2. Моё настроение.
3. Мои друзья.
4. Мои любимые игрушки.
5. Что можно делать, а чего нельзя.
6. Когда мне стыдно.
7. Чего я боюсь.
8. С кем бы я хотел дружить и т. д.
Событийные круги: тематика упражнений и этюдов.
1. Как я провёл лето.
2. Радостное событие нашей группы.
3. День рождения.
4. Почему возникают ссоры.
5. Как мириться.
Творческие круги: тематика упражнений и этюдов.
1. Мир моих фантазий.
2. Добрые волшебники.
Понятийные круги: тематика упражнений и этюдов.
1. Что такое дружба?
2. Что такое радость?
3. Что такое хорошо и что такое плохо?
4. Почему люди сердятся?
5. Что значит быть добрым?
Упражнения дают ребёнку с ОВЗ шанс на реализацию его социальных потребностей, способствуют устранению капризов и постепенной выработке умения управлять не только своими движениями, но и своим поведением. Способность властвовать собой, управлять своими эмоциями и сиюминутными порывами- одна из основных предпосылок позитивного социального поведения.
Представленные формы работы, выполняют разные задачи в развитии социальных компетенций. Наш опыт показывает их эффективность в развитии волевых, рефлексивных способностей, умения выслушать, терпеливо ждать своей очереди, оценивать свою деятельность и свои чувства, умение контролировать себя и с помощью несложных техник регулировать своё настроение. Они несложны в реализации и могут быть использованы в практике комплексной реабилитации детей- инвалидов в условиях детских домов-интернатов.