Анна Канцевич
Работа психологической службы образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая служба ДОУ - одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации.
Публикация «Работа психологической службы образовательного учреждения» размещена в разделах
Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
Цель психологического сопровождения в ДОУ :
Содействие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;
-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
-психологическое обеспечение образовательных программ.
Главный принцип работы – оказание помощи руководству, педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношение к своим возможностям, формирование уверенности в себе.
Основные функции психологической службы в детском саду связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют эх эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Психологическая служба детского дошкольного учреждения функционирует по следующим направлениям:
1. Психологическая профилактика. Цель – сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех возрастных этапах.
2. Психологическая диагностика. Цель – изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенности межличностного взаимодействия. Основная задача психодиагностики – дать информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая будет полезна педагогам, родителям.
3. Психологическая коррекция. Цель – устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, формирование различных умений и навыков.
4. Психологическое консультирование. Цель – оказание помощи всем участникам учебно– воспитательного процесса в решении возникающих проблем.
5. Психологическое просвещение педагогов и родителей. Цель – приобщение воспитателей и родителей, детей к психологическим знаниям. Формы работы разнообразны : лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, семинары – практикумы, родительские собрания, распространение психологической литературы.
Проанализировав работу психологической службы, я пришла к выводу о необходимости открытия консультативного пункта для родителей и детей от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи и не посещающих образовательные учреждения.
В рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» родители, имеющие детей от 0 до 18 лет, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья, родители имеют права на получение психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Данное направление обеспечит единство и преемственность семейного и общественного воспитания. Консультативный пункт будет являться интерактивной формой работы в детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся в консультационный пункт, откроются неожиданные возможности, которых они были раньше лишены: получения консультативной помощи и психологической поддержки, возможностей для раннего развития и социализации ребенка. В процессе непосредственного общения, которое будет строится на принципах доверия, диалога и взаимодействия, родителям будет оказана действенная помощь с учетом интересов конкретной семьи, их опыта воспитания и индивидуальных особенностей ребенка.
В рамках работы консультационного пункта, родителям может быть оказана помощь по следующим вопросам, это:
- профилактика нарушений детско-родительских отношений;
- подготовка ребенка и родителей к началу посещения дошкольного образовательного учреждения или школы (вопросы адаптации);
- взаимодействие ребенка с детским коллективом и взрослыми;
- подготовка к школе;
- организация интересного и полезного для ребёнка досуга в семье и многое другое.
Таким образом, консультационный пункт является эффективным средством сотрудничества с семьями, дети, которых не посещают дошкольное учреждение.