Екатерина Макарова
Роль психологической службы в образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Роль психологической службы в образовании
Одна из наиболее значительных вех в развитии нашей образовательной школы за последние несколько лет, начало создания в ней психологической службы (ПСШ). Время, в которое мы живем, настоятельно требуют овладения каждым человеком основами психологии. Нас всех волнует будущее человеческой индивидуальности, интеллекта и интеллектуальной деятельности, одаренности человека завтрашнего дня, совокупности потенциалов человеческого развития, его трудоспособности, творческих проявлений. Решить эти задачи или хотя бы обеспечить условия для их решения поможет ПСШ.
Темочки:
В Положении о психологической службе подчеркнута основная ориентация психолога на работу с учащимися и вспомогательный характер работы с администрацией, педагогами, родителями.
Практика показывает, что психолог оказывается бессильным помочь ребенку, если не перестроит педагогов или родителей, не впишется в коллектив, не обретет себе поддержку в лице администрации и творческих педагогов. Только тесный контакт с педколлективом обеспечит успех дела.
Постоянное обновление и пополнение педагогических и психологических знаний, лекции о возрастных особенностей учащихся, семинары по психодиагностике, беседы с родителями и учителями заключены в план работы ПСШ. Также программы коррекции, меры по профилактике неуспеваемости, по созданию благоприятного психологического климата в классах и педколлективе.
ПСШ это и научная организация учебы, и профилактика неуспевае-мости, профилактика нервных срывов, стрессов, помощь в экстремальных ситуациях, ориентировка в море острых жизненных проблем, которыми изобилует сейчас наша действительность. В этом постоянно меняющемся потоке здоровье ученика и здоровье учителя, который "ведет" его по жизни, выступают на первый план.
Учить и воспитывать хорошо может лишь тот учитель, который, обогащаясь новыми знаниями, постоянно совершенствуется, развивается вместе со своими учениками. Помочь ему в этом задача и назначение ПСШ.
Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога
Психологическая функция в образовании — это функция развития и самого образования, и всех его субъектов: функция психотерапевтическая (в ситуации неопределенности, функция сохранения психологического здоровья ребенка за счет психологического развития личности ребенка. Педагог-психолог выступает в данном заказе на развитие как проектировщик и организатор развивающих сред, как диагност развития, выстраивающий коммуникации в ситуации развития, конфликтолог, психотерапевт.
Педагог-психолог проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем.
Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы. Совместно с учителем планирует и разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка. Выполняет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив, а также способствующих развитию у молодежи готовности к достойной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
Содействует поиску, отбору и творческому развитию особо одарен-ных детей и молодежи. Выявляет детей с эмоциональными и интеллекту-альными задержками развития. Обследует и оказывает социально-психологическую поддержку детям с дефектами умственного и физиче-ского развития. Осуществляет первичную психологическую профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков.
Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих, в том числе и культуру полового воспитания.
Основной ролью и видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологиче-ское консультирование, психологическая диагностика, психологическая кор-рекция.
В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.
Практический психолог ищет пути и условия психического развития ре-бенка, определяет формы, методы и содержание своей работы в зависимости от того, какими научными представлениями о развитии он руководствуется.