Екатерина Макарова
Роль психологической службы в образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Роль психологической службы в образовании
Одна из наиболее значительных вех в развитии нашей образовательной школы за последние несколько лет, начало создания в ней психологической службы (ПСШ). Время, в которое мы живем, настоятельно требуют овладения каждым человеком основами психологии. Нас всех волнует будущее человеческой индивидуальности, интеллекта и интеллектуальной деятельности, одаренности человека завтрашнего дня, совокупности потенциалов человеческого развития, его трудоспособности, творческих проявлений. Решить эти задачи или хотя бы обеспечить условия для их решения поможет ПСШ.
Публикация «Роль психологической службы в образовании» размещена в разделах
В Положении о психологической службе подчеркнута основная ориентация психолога на работу с учащимися и вспомогательный характер работы с администрацией, педагогами, родителями.
Практика показывает, что психолог оказывается бессильным помочь ребенку, если не перестроит педагогов или родителей, не впишется в коллектив, не обретет себе поддержку в лице администрации и творческих педагогов. Только тесный контакт с педколлективом обеспечит успех дела.
Постоянное обновление и пополнение педагогических и психологических знаний, лекции о возрастных особенностей учащихся, семинары по психодиагностике, беседы с родителями и учителями заключены в план работы ПСШ. Также программы коррекции, меры по профилактике неуспеваемости, по созданию благоприятного психологического климата в классах и педколлективе.
ПСШ это и научная организация учебы, и профилактика неуспевае-мости, профилактика нервных срывов, стрессов, помощь в экстремальных ситуациях, ориентировка в море острых жизненных проблем, которыми изобилует сейчас наша действительность. В этом постоянно меняющемся потоке здоровье ученика и здоровье учителя, который "ведет" его по жизни, выступают на первый план.
Учить и воспитывать хорошо может лишь тот учитель, который, обогащаясь новыми знаниями, постоянно совершенствуется, развивается вместе со своими учениками. Помочь ему в этом задача и назначение ПСШ.
Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога
Психологическая функция в образовании — это функция развития и самого образования, и всех его субъектов: функция психотерапевтическая (в ситуации неопределенности, функция сохранения психологического здоровья ребенка за счет психологического развития личности ребенка. Педагог-психолог выступает в данном заказе на развитие как проектировщик и организатор развивающих сред, как диагност развития, выстраивающий коммуникации в ситуации развития, конфликтолог, психотерапевт.
Педагог-психолог проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем.
Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы. Совместно с учителем планирует и разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка. Выполняет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив, а также способствующих развитию у молодежи готовности к достойной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
Содействует поиску, отбору и творческому развитию особо одарен-ных детей и молодежи. Выявляет детей с эмоциональными и интеллекту-альными задержками развития. Обследует и оказывает социально-психологическую поддержку детям с дефектами умственного и физиче-ского развития. Осуществляет первичную психологическую профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков.
Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих, в том числе и культуру полового воспитания.
Основной ролью и видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологиче-ское консультирование, психологическая диагностика, психологическая кор-рекция.
В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.
Практический психолог ищет пути и условия психического развития ре-бенка, определяет формы, методы и содержание своей работы в зависимости от того, какими научными представлениями о развитии он руководствуется.