Приложение МААМ

Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ по коррекции полевого поведения

Брик Лариса Викторовна
Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ по коррекции полевого поведения
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ

по коррекции полевого поведения

Психолог Курт Левин вывел концепцию о том, что все вещи, окружающие человека, обладают валентностью – своеобразным полем притяжения или отталкивания, отсюда термин «полевое поведение»

В ходе проводимых экспериментов каждому пациенту исследовалась память. Однако перед этим его просили побыть несколько минут в комнате для ожидания. Здесь находились предметы: карандаши, колокольчик, книги на полках, занавески из необычного бисера. За всеми испытуемыми наблюдали через стекло Гизела (стекло, которое с одной стороны имеет зеркальное отражение).

Публикация «Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ по коррекции полевого поведения» размещена в разделах

Психолога интересовало, чем будет заниматься человек, который остался один в комнате. Все испытуемые перелистывали книги, брали в руки разные предметы, а также звонили в колокольчик.

В итоге К. Ц. Левин пришел к выводу о том, что когда человек не занят чем-то важным для него (скучает, его поведение становится ситуативно обусловленным или полевым.)

Термин «полевое поведение» говорит о недостаточном самоконтроле субЪекта и его ориентации на воспринимаемые им объекты окружения, которые являются ситуативно значимыми. Человек, управляемый любыми внешними обстоятельствами, не опирается на личные соображения, каждое действие следует за внезапным увлечением, а не за внутренним убеждением.

У детей с нарушениями развития наблюдается огромная отвлекаемость на любые изменения в окружающей среде, отсутствует чувство страха по отношению исчезновения родителей из поля зрения, схватить манящий предмет, повертеть, отбросить схватить следующий.

Поле может не только привлекать, но и отталкивать. Пример, это дети с РАС и их необычные страхи - внезапное шипение труб, работающего пылесоса, стука дверей лифта, рычание пса. Для ребенка с РАС такой шум не только оказывается пугающим, но и вызывает физическую боль.

Чаще всего полевое поведение возникает вследствие:

-отклонения в структуре мозга (неправильно сформированная лобная доля)

-травмы во время родов

-повреждения после появления ребенка на свет

-отклонения психики, сопряженные с интеллектом и мыслительной сферой.

У детей с РАС, СДВГ, умственная отсталость - полевое поведение является одной из основополагающих характеристик.

Разновидность полевого поведения у детей с СДВГ – утилизационное поведение. Оно заключается в следующем – ребенок видит какой - то предмет и принимается тут же использовать его по назначению, не думая об уместности. Вызывает проблемы, но можно использовать и для развития. Например, оставить несобранный пазл, то утилизационное поведение проявится в действии складывания его.

Дети, для которых характерно преобладание рассматриваемого поведенческого расстройства, всегда имеют трудности с адаптацией в коллективе. Они бывают агрессивными, не ощущают границ в межличностном общении. Дошкольники могут обращаться к педагогу на «ты». Практически в каждом случае у таких детей наблюдаются трудности с самоконтролем.

Указанная психическая особенность может быть обусловлена:

• диспраксией (расстройство координации сложных движений);

• дислексией (нарушение способности к овладению чтению и письму);

• дисграфией (отклонение, ухудшающее овладение письменной речью);

• дискалькулией (неспособность к обучению арифметики);

• дисфазией развития (системное недоразвитие речи);

• заболеваниями вестибулярного аппарата;

• расстройством аутического спектра;

• повышенной тревожностью;

• синдромом Туретта (врожденное заболевание, проявляющееся в систематических и неконтролируемых тиках).

Полевое поведение представляет собой внешний признак. Каждый малыш по-разному ведет себя в определенных ситуациях, обладает различными навыками, имеет собственный сенсорный, коммуникативный и социальный профиль. В связи с эти нет какого-то одного решения, которое пригодится, чтобы скорректировать полевое поведение, истерики, агрессию, направленную как на себя, так и на окружающих, то есть нервный срыв.

Что называют нервным срывом? Нервный срыв наступает, когда малыш перегружен, перенапряжен или потрясет. В эти моменты окружающая среда становится невыносимой для него. Сталкиваясь с острым стрессом, ребенок перестает контролировать собственные эмоции и поведение, в связи с чем, истощается. Как правило, такое происходит, когда ребенок переживает сенсорную перегрузку, то есть когда мозг не справляется с обработкой чрезмерного количества сигналов, поступающих из окружающего мира одномоментно. Такую ситуацию может спровоцировать многолюдная толпа, чрезмерно громкий звук, сильные запахи, яркое освещение и др. Симпатическая область автономной нервной системы дает сигнал к производству гормона кортизола, что приводит к запуску сценария «беги или сражайся».

Из жизни ребенка с полевым поведением невозможно полностью убрать эпизоды нервных срывов. Есть очень много пособий, адаптированных для педагогов и родителей, с описанием эффективных подходов для профилактики и устранения неприемлемых действий ребенка.

Большая часть методик предполагает 4 стратегии.

1. Умение считывать признаки значительного стресса у ребенка. Это понимание эмоций ребенка, которые он ощущает в данный момент. Он- проявляет беспокойство, неуверенность в действиях, качается, стучит руками, значит столкнулся с чрезмерной стимуляцией, состояние рискует перейти в нервный срыв. В данном случае подойдет какой-либо понятный ему и его родителю знак, определенный заблаговременно (движение рукой, кодовое слово) чтобы дать понять, что он находится во власти сенсорной перегрузки.

2. Поиск пространства, в котором тихо и безопасно.

3. Своевременная и постоянная «сенсорная разгрузка» - расслабляющие сенсорные упражнения: занятия с водой, мыльные пузыри, игра с сыпучими материалами, любимая музыка, надувные шары.

4. Оставайтесь спокойными и не теряйте самообладание. Говорите себе, что ребенок временно не способен к самоконтролю.

Ребенок нуждается в коррекционных занятиях, развивающих эмоционально-волевую часть психики. Они проводятся со специалистом.

Но прежде чем говорить отметим, как проявляется полевое поведение в разном возрасте.

В норме для малышей до трех лет полевое поведение является естественным. Они любят исследовать мир и не слишком задумываются о последствиях. Если такое у детей от трех лет- то это свидетельство недостаточно сформированной волевой сферы.

Полевое поведение у детей проявляется чрезмерной двигательной активностью, невнимательностью, суетливостью. Они не могут спокойно сидеть, ерзают на стуле, роняют предметы. Неспособность удерживать цель делает движения хаотичными. Например,педагог просит принести карандаши из шкафа, ребенок начинает идти в нужном направлении, видит на пути мяч, пинает его, начинает играть с другими игрушками. «Поле» предметов привлекло непроизвольное внимание, ослабла воля идти к цели, обозначенной взрослым.

Другой типичный пример – рисование на обоях. Ребенок знает: портить стены нельзя, рисовать нужно в альбоме. Но стена и фломастер одновременно оказываются в поле зрения, он начинает изображать что-то на обоях. Позже он не может ответить, зачем рисовал, потому что у данного действия не было цели.

Наиболее заметно полевое поведение в школе. Учеба требует произвольности: способности целенаправленно концентрировать внимание, запоминать, записывать материал. Если это качество развито недостаточно, ребенок часто отвлекается, рисует на парте, качается на стуле. Он начинает перелистывать учебник, разговаривать с соседом по парте, несмотря на просьбу учителя записать предложение. Характерны трудности адаптации в коллективе сверстников, агрессивность, несоблюдение школьных правил поведения.

У подростков, из распространённых примеров можно назвать тягу к «вкусняшкам» (чипсам, семечкам, сухарикам, тортикам и т. д., постоянной проверкой новых сообщений в социальных сетях, зависимость от компьютерных игр и т. п.

Взрослый человек может раскрыть чужую сумку, несмотря на близость владельца, или начать есть выпечку в супермаркете, не заплатив за нее.

Важные позиции, на которые надо обращать внимание при осуществлении психолого-педагогической работе с детьми с полевым поведением.

1. Организация пространства.

2. Постоянство кабинета.

3. Частая смена деятельности.

4. Регулярное поощрение.

5. Постоянство табу.

6. Удержание внимания ребенка.

7. Ритуал.

Родители также могут улучшить состояние ребенка дома, обеспечив ему соответствующую обстановку, выполняя несложные домашние задания специалиста.

В домашних условиях необходимо выполнять такие меры:

1. Создать стабильную обстановку. Не следует часто переставлять предметы: это мешает малышу сосредоточиться на волевых задачах.

2. Убрать лишние игрушки (следует оставить от 3 до 5 игрушек, которые можно время от времени менять).

3. Повторять действия после некоторых процедур (например, после того, как ребенок проснется, можно кружить его, формировать стереотипные бытовые ситуации.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Педагогическая работа с воспитанниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма Все мы - педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос : «Как обеспечить безопасность жизни нашим детям? Как оградить их от дорожно.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ по коррекции полевого поведения
Опубликовано: 2 октября 2024 в 15:01
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая работа с детьми с ОВЗ по коррекции полевого поведения» (включая файлы) размещена пользователем Брик Лариса Викторовна (УИ 2959965) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД