Яковлева Ангелина Александровна
Психологические последствия кибербуллинга
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические последствия кибербуллинга
Яковлева А. А.
ФГБОУ ВО «МГТУ им Г. И. Носова», г. Магнитогорск, Россия
Аннотация. Данная статья рассматривает одну из актуальных проблем современного общества – общение подростков в социальных сетях. С развитием инфокоммуникационных технологий процесс общения изменился, что и послужило толчком к появлению нового феномена в психологии — кибербуллинга. В статье выявлено, что общение при помощи социальных сетей является разновидностью суррогатной коммуникации.
Публикация «Психологические последствия кибербуллинга» размещена в разделах
Ключевые слова: интернет, социальная сеть; кибербуллинг, коммуникация, подросток.
Abstract. This article is devoted to one of the actual problems of modern society — communication of teenagers by means of social networks. The development of infocommunication technologies has led to the transformation of the communication process, which was the impetus for the emergence of a new phenomenon in psychology-cyberbullying. In the article it was revealed that communication by means of social networks is a kind of surrogate communication.
Keywords : internet, social networking, cyberbulling, communication, adolescent.
Собственно, что такое кибербуллинг? Буллинг – зарубежное высказывание, переводится как «травля». Буллинг – это общественный парадокс, активно исследуемый в данный момент. Суть данного парадокса – поиск человека, ставшего впоследствии объектом преследований, издевательств, этого человека притесняют и страшат. Каждая группа жаждет овладеть конкретной структурой, мы не один раз отмечали такое явление, собственно, что есть функциональные дети, пробивающиеся в фавориты, и есть ребята, которым нравится оставаться в коллективе неприметными, размеренными. Данная конструкция не складывается в коллективе один раз и навсегда, а изменяется. Травля – это девиантный парадокс, ставший на сегодняшний день известным и распространенным. Структура группы складывается при помощи процесса травли: фаворитами, лидерами становятся те, кто как раз глумится и издевается; жертва такого поведения теряет свой статус в обществе: ее перестают замечать, стараются избежать общения. Буллинг заканчивается, когда в ситуацию вмешиваются взрослые, передающие ценности о недопустимости унижения и преследования. Травля может закончиться, когда в группе изменится сам зачинщик, лидер: это сработает, если он сам заступится за объект травли.
Цель кибербуллинга – ухудшение психологического состояния жертвы, разрушение и уничтожение социальных взаимоотношений. Кибербуллинг имеет различный диапазон форм поведения, приводящий к главной цели: это может быть унижение в шуточной форме, а может виртуальный террор, последствием которого иногда становится суицид.
Интернет – бушующая стихия, где связи между людьми больше горизонтальные, чем в действительности. Мы дискутируем и обсуждаем коллег, начальника, известных людей, зная, что это останется безнаказанным. Мы говорим о человеке такие слова, которые ни за что не решились бы сказать в действительности. Как итог, интернет раззадоривает злость, дает почву для ее проявления в различных формах. Травля в социальных сетях позволяет найти жертву и выплеснуть на нее все негативные эмоции, при этом не срываясь на своих близких людей. Очень часто мы встречаем подобное в комментариях. Стоит зайти в любое сообщество социальной сети «Вконтакте» или «Одноклассники», открыть комментарии и найти доказательства интернет-травли.
В качестве примера можно привести травлю, начавшуюся в адрес Гарика Харламова и его жены Кристины Асмус после выхода фильма «Текст». Кристина снялась в довольно откроенной сцене без дублера. Тысячи комментариев посыпались на актрису и ее мужа в социальных сетях. Особенно яро подписчики набросились на Асмус в Инстаграм. Хейтерами создаются оскорбительные посты, в которых сыпятся обзывательства в адрес семьи.
Буллинг в сети – коллективный процесс, поэтому разобраться, кто зачинщик, а кто продолжатель, – очень непросто. Это порождает вседозволенность, а как следствие, снимает всякую ответственность за действия с оскорбляющей стороны. Жертва буллинга отвечает враждебностью на враждебность – этого и добиваются зачинщики травли. Ведь теперь организаторы травли получают возможность перевернуть происходящее и обвинить во всем жертву.
Проявить агрессию в сетях можно многими способами, ведь технологии идут далеко вперед. Для этого используются не только комментарии, но и фоторгафии, видеозаписи, аудиосообщения. Вариации кибербуллинга представлены в Таблице 1 (таблица находится в презентации, смотри пост).
Во время кибербуллинга жертва внезапно получает сообщения, потому что интернет не позволяет контролировать получение электронных сообщений в нужной мере. Внезапность оказывает мощнейшее психологическое влияние, что делает атаку на жертву более больной. Анонимность преследователей утяжеляет последствия, так как ребенок может преувеличивать угрозу.
Отличительная особенность кибербуллинга – боязнь обратиться за помощью и поддержкой. Жертвы травли не только подвергаются нападкам, но и боятся наткнуться на непонимание со стороны взрослых, что может повлечь за собой запрет использования гаджетов. Чаще всего родители не понимают серьезности сложившейся ситуации и находят самый простой выход: запретить пользоваться гаджетами.
С. А. Котова, кандидат психологических наук, в своей заметке «Кибербуллинг – угроза психическому здоровью детей и подростков» отмечает последствия этого явления. Например, одними из последствий становятся психологические травмы, которые подростки получают в результате интернет-террора. Обидчики не просто глумятся над жертвой: их целью становится внушение чувства страха, стыда. Зачинщики делают это не единоразово – они систематически пишут жертве. «Кибербуллинг может стать причиной эмоционального расстройства, депрессии и нежелания ходить в школу. Многие подростки, вовлеченные в травлю – агрессоры или жертвы – чаще всего испытывают сложности в общении с другими людьми». [3]
Анализ литературы и итоги исследований различных ученых позволяют сделать следующие выводы:
Общение посредством социальной сети «стирает» коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения в реальной обстановке.
«Суррогатная коммуникация» – именно так мы можем назвать общение посредством интернета.
Сегодня мы не представляем свою жизнь без интернета. Он помогает нам быть на связи 24 часа в сутки, развлекает нас, позволяет скоротать время ожидания в поездке, в очереди. Большинство молодых людей используют телефон именно для общения в мессенджерах, так как интернет доступен каждому и прочно вошел в нашу повседневную жизнь.
Как показали исследования, около 60 % молодых людей регулярно проводят больше 1-2 часов в день в сети «Интернет».
Социальная сеть «Вконтакте» привлекает к себе 70 % молодых людей. Это объясняется тем, что данная социальная сеть позволяет общаться не только с гражданами российской Федерации: «Вконтакте» доступна для пользователей стран СНГ.
Последствия кибербуллинга разнообразны. Подростковый возрaст – очень значимый период в процессе становления личности ребенка. Поэтому издевательства в данный период может нанести серьезный урон психологическому и физиологическому здоровью подростка. Психологическое давление на жертву в социальной сети – это серьезная проверка для психики.
Депрессия, недоверие к сверстникам и взрослым, тревожное и навязчивое состояние, понижение самооценки, расстройство пищевого поведения, различные виды зависимости – все это становится результатом издевательств, результатом буллинга.
Проблему кибербуллинга необходимо решать незамедлительно. Попустительство в данной ситуации не приведет к тому, что все закончится само собой. Конфликт между обидчиками и жертвой будет только нарастать, а значит и последствия травли будут гораздо серьезнее. В момент обнаружения кибербуллинга необходимо срочно предпринимать меры: зафиксировать смс-сообщения, комментарии со стороны обидчиков, провести беседу с ними в присутствии родителей, социального педагога, директора; пригласить на профилактику, чтобы не допустить разрастания проблемы. Беседа с зачинщиками буллинга должна принести свои результаты: обидчики должны понять, что травля недопустима, и сделать для себя соответствующие выводы.
Иногда одной беседы недостаточно для прекращения преследования. У классных руководителей есть целый арсенал видов деятельности, позволяющий смягчить конфликт, а затем и вовсе погасить его. Самое простое – это классный час, посвященный проблемам общения, и вовлечение в подготовку тематического классного часа конфликтующих сторон. Выдуманная сказка или легенда, основанная на реальной конкретной ситуации, заставит прислушаться и посмотреть на себя со стороны.
Решать конфликтную ситуацию должен не только классный руководитель: учителя-предметники не должны закрывать глаза на сложившуюся ситуацию. Посодействовать решению конфликта может учитель-предметник, например, преподаватель русского языка и литературы. На уроках литературы обучающиеся разбирают жизненные проблемы и ситуации. Подборка определенного текста, например, «Чучело» В. К. Железникова, просмотр самых ярких и глубоких отрывков экранизации, привлекут внимание учеников к сложившейся проблеме. Обсуждение данного художественного произведения, размышления над поведением обидчиков помогут ребятам посмотреть на себя со стороны и по-другому взглянуть на объект травли.
Многообразие методов интернет-травли, существующих на сегодняшний день, пугает. Единственный метод, позволяющий оградить себя от этого явления на 100 процентов, – не использовать сеть «Интернет» в развлекательных целях: не создавать аккаунтов с личной информацией, не размещать личную информацию в открытый доступ. Очень важно объяснить обучающимся, что кибербуллинг – критическая вещь, позволяющая обманывать людей, вовлекать их в аферы различного рода, склонять к преступлениям и нарушениям закона.
Впоследствии травли у человека имеется возможность сложиться негативный тип себя, беспокойство, ощущение бессилия и беззащитности. Результаты кибербуллинга для психологического самочувствия плачевны, настоятельно просят внимания, а временами и психической поддержке. В следствие этого, к данному виду травли стоит отнестись всерьез, говорить детям о правилах поведения в просторах интернета, о технике безопасности.
Список использованных источников
–
1. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг : травля в пространстве современных технологий. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – № 3 – 177-191с.
2. Ефимова Е. С. Кибербуллинг как проблема психопедагогики виртуальных сред. – 2014. – № 7 – 65-66 с.
3. Котова С. А. Кибербуллинг – угроза психическому здоровью детей и подростков. – Москва. – 2012. – 325 с.
4. Черкасенко О. С. Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте. – Новосибирск: СибАК. – 2015. – 12 с.
© Яковлева А. А.