Яковлева Ангелина Александровна
Психологические последствия кибербуллинга
Психологические последствия кибербуллинга
Яковлева А. А.
ФГБОУ ВО «МГТУ им Г. И. Носова», г. Магнитогорск, Россия
Аннотация. Данная статья рассматривает одну из актуальных проблем современного общества – общение подростков в социальных сетях. С развитием инфокоммуникационных технологий процесс общения изменился, что и послужило толчком к появлению нового феномена в психологии — кибербуллинга. В статье выявлено, что общение при помощи социальных сетей является разновидностью суррогатной коммуникации.
Публикация «Психологические последствия кибербуллинга» размещена в разделах
Ключевые слова: интернет, социальная сеть; кибербуллинг, коммуникация, подросток.
Abstract. This article is devoted to one of the actual problems of modern society — communication of teenagers by means of social networks. The development of infocommunication technologies has led to the transformation of the communication process, which was the impetus for the emergence of a new phenomenon in psychology-cyberbullying. In the article it was revealed that communication by means of social networks is a kind of surrogate communication.
Keywords : internet, social networking, cyberbulling, communication, adolescent.
Собственно, что такое кибербуллинг? Буллинг – зарубежное высказывание, переводится как «травля». Буллинг – это общественный парадокс, активно исследуемый в данный момент. Суть данного парадокса – поиск человека, ставшего впоследствии объектом преследований, издевательств, этого человека притесняют и страшат. Каждая группа жаждет овладеть конкретной структурой, мы не один раз отмечали такое явление, собственно, что есть функциональные дети, пробивающиеся в фавориты, и есть ребята, которым нравится оставаться в коллективе неприметными, размеренными. Данная конструкция не складывается в коллективе один раз и навсегда, а изменяется. Травля – это девиантный парадокс, ставший на сегодняшний день известным и распространенным. Структура группы складывается при помощи процесса травли: фаворитами, лидерами становятся те, кто как раз глумится и издевается; жертва такого поведения теряет свой статус в обществе: ее перестают замечать, стараются избежать общения. Буллинг заканчивается, когда в ситуацию вмешиваются взрослые, передающие ценности о недопустимости унижения и преследования. Травля может закончиться, когда в группе изменится сам зачинщик, лидер: это сработает, если он сам заступится за объект травли.
Цель кибербуллинга – ухудшение психологического состояния жертвы, разрушение и уничтожение социальных взаимоотношений. Кибербуллинг имеет различный диапазон форм поведения, приводящий к главной цели: это может быть унижение в шуточной форме, а может виртуальный террор, последствием которого иногда становится суицид.
Интернет – бушующая стихия, где связи между людьми больше горизонтальные, чем в действительности. Мы дискутируем и обсуждаем коллег, начальника, известных людей, зная, что это останется безнаказанным. Мы говорим о человеке такие слова, которые ни за что не решились бы сказать в действительности. Как итог, интернет раззадоривает злость, дает почву для ее проявления в различных формах. Травля в социальных сетях позволяет найти жертву и выплеснуть на нее все негативные эмоции, при этом не срываясь на своих близких людей. Очень часто мы встречаем подобное в комментариях. Стоит зайти в любое сообщество социальной сети «Вконтакте» или «Одноклассники», открыть комментарии и найти доказательства интернет-травли.
В качестве примера можно привести травлю, начавшуюся в адрес Гарика Харламова и его жены Кристины Асмус после выхода фильма «Текст». Кристина снялась в довольно откроенной сцене без дублера. Тысячи комментариев посыпались на актрису и ее мужа в социальных сетях. Особенно яро подписчики набросились на Асмус в Инстаграм. Хейтерами создаются оскорбительные посты, в которых сыпятся обзывательства в адрес семьи.
Буллинг в сети – коллективный процесс, поэтому разобраться, кто зачинщик, а кто продолжатель, – очень непросто. Это порождает вседозволенность, а как следствие, снимает всякую ответственность за действия с оскорбляющей стороны. Жертва буллинга отвечает враждебностью на враждебность – этого и добиваются зачинщики травли. Ведь теперь организаторы травли получают возможность перевернуть происходящее и обвинить во всем жертву.
Проявить агрессию в сетях можно многими способами, ведь технологии идут далеко вперед. Для этого используются не только комментарии, но и фоторгафии, видеозаписи, аудиосообщения. Вариации кибербуллинга представлены в Таблице 1 (таблица находится в презентации, смотри пост).
Во время кибербуллинга жертва внезапно получает сообщения, потому что интернет не позволяет контролировать получение электронных сообщений в нужной мере. Внезапность оказывает мощнейшее психологическое влияние, что делает атаку на жертву более больной. Анонимность преследователей утяжеляет последствия, так как ребенок может преувеличивать угрозу.
Отличительная особенность кибербуллинга – боязнь обратиться за помощью и поддержкой. Жертвы травли не только подвергаются нападкам, но и боятся наткнуться на непонимание со стороны взрослых, что может повлечь за собой запрет использования гаджетов. Чаще всего родители не понимают серьезности сложившейся ситуации и находят самый простой выход: запретить пользоваться гаджетами.
С. А. Котова, кандидат психологических наук, в своей заметке «Кибербуллинг – угроза психическому здоровью детей и подростков» отмечает последствия этого явления. Например, одними из последствий становятся психологические травмы, которые подростки получают в результате интернет-террора. Обидчики не просто глумятся над жертвой: их целью становится внушение чувства страха, стыда. Зачинщики делают это не единоразово – они систематически пишут жертве. «Кибербуллинг может стать причиной эмоционального расстройства, депрессии и нежелания ходить в школу. Многие подростки, вовлеченные в травлю – агрессоры или жертвы – чаще всего испытывают сложности в общении с другими людьми». [3]
Анализ литературы и итоги исследований различных ученых позволяют сделать следующие выводы:
Общение посредством социальной сети «стирает» коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения в реальной обстановке.
«Суррогатная коммуникация» – именно так мы можем назвать общение посредством интернета.
Сегодня мы не представляем свою жизнь без интернета. Он помогает нам быть на связи 24 часа в сутки, развлекает нас, позволяет скоротать время ожидания в поездке, в очереди. Большинство молодых людей используют телефон именно для общения в мессенджерах, так как интернет доступен каждому и прочно вошел в нашу повседневную жизнь.
Как показали исследования, около 60 % молодых людей регулярно проводят больше 1-2 часов в день в сети «Интернет».
Социальная сеть «Вконтакте» привлекает к себе 70 % молодых людей. Это объясняется тем, что данная социальная сеть позволяет общаться не только с гражданами российской Федерации: «Вконтакте» доступна для пользователей стран СНГ.
Последствия кибербуллинга разнообразны. Подростковый возрaст – очень значимый период в процессе становления личности ребенка. Поэтому издевательства в данный период может нанести серьезный урон психологическому и физиологическому здоровью подростка. Психологическое давление на жертву в социальной сети – это серьезная проверка для психики.
Депрессия, недоверие к сверстникам и взрослым, тревожное и навязчивое состояние, понижение самооценки, расстройство пищевого поведения, различные виды зависимости – все это становится результатом издевательств, результатом буллинга.
Проблему кибербуллинга необходимо решать незамедлительно. Попустительство в данной ситуации не приведет к тому, что все закончится само собой. Конфликт между обидчиками и жертвой будет только нарастать, а значит и последствия травли будут гораздо серьезнее. В момент обнаружения кибербуллинга необходимо срочно предпринимать меры: зафиксировать смс-сообщения, комментарии со стороны обидчиков, провести беседу с ними в присутствии родителей, социального педагога, директора; пригласить на профилактику, чтобы не допустить разрастания проблемы. Беседа с зачинщиками буллинга должна принести свои результаты: обидчики должны понять, что травля недопустима, и сделать для себя соответствующие выводы.
Иногда одной беседы недостаточно для прекращения преследования. У классных руководителей есть целый арсенал видов деятельности, позволяющий смягчить конфликт, а затем и вовсе погасить его. Самое простое – это классный час, посвященный проблемам общения, и вовлечение в подготовку тематического классного часа конфликтующих сторон. Выдуманная сказка или легенда, основанная на реальной конкретной ситуации, заставит прислушаться и посмотреть на себя со стороны.
Решать конфликтную ситуацию должен не только классный руководитель: учителя-предметники не должны закрывать глаза на сложившуюся ситуацию. Посодействовать решению конфликта может учитель-предметник, например, преподаватель русского языка и литературы. На уроках литературы обучающиеся разбирают жизненные проблемы и ситуации. Подборка определенного текста, например, «Чучело» В. К. Железникова, просмотр самых ярких и глубоких отрывков экранизации, привлекут внимание учеников к сложившейся проблеме. Обсуждение данного художественного произведения, размышления над поведением обидчиков помогут ребятам посмотреть на себя со стороны и по-другому взглянуть на объект травли.
Многообразие методов интернет-травли, существующих на сегодняшний день, пугает. Единственный метод, позволяющий оградить себя от этого явления на 100 процентов, – не использовать сеть «Интернет» в развлекательных целях: не создавать аккаунтов с личной информацией, не размещать личную информацию в открытый доступ. Очень важно объяснить обучающимся, что кибербуллинг – критическая вещь, позволяющая обманывать людей, вовлекать их в аферы различного рода, склонять к преступлениям и нарушениям закона.
Впоследствии травли у человека имеется возможность сложиться негативный тип себя, беспокойство, ощущение бессилия и беззащитности. Результаты кибербуллинга для психологического самочувствия плачевны, настоятельно просят внимания, а временами и психической поддержке. В следствие этого, к данному виду травли стоит отнестись всерьез, говорить детям о правилах поведения в просторах интернета, о технике безопасности.
Список использованных источников
–
1. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг : травля в пространстве современных технологий. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – № 3 – 177-191с.
2. Ефимова Е. С. Кибербуллинг как проблема психопедагогики виртуальных сред. – 2014. – № 7 – 65-66 с.
3. Котова С. А. Кибербуллинг – угроза психическому здоровью детей и подростков. – Москва. – 2012. – 325 с.
4. Черкасенко О. С. Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте. – Новосибирск: СибАК. – 2015. – 12 с.
© Яковлева А. А.