Ерошкина Наталья
Психологическая поддержка детей в рамках преемственности дошкольного образования
Проблема преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней развития ребенка всегда привлекала внимание психологов и педагогов. в практике педагогической деятельности преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы рассматривается с позиций обеспечения последовательности в содержании и методах обучения и воспитания детей. теоретически психолого-педагогические подходы к решению проблемы преемственности между детским садом и начальной школой предусматривают проведение различных специальных мероприятий по подготовке детей к переходу из одной образовательной среды в другую. однако в практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т. д. это говорит о том, что существующие формы обеспечения преемственности недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.
Публикация «Психологическая поддержка детей в рамках преемственности дошкольного образования» размещена в разделах
Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания преемственности психического развития детей на стыке дошкольного образовательного учреждения и начального этапа обучения в школе. решить указанную задачу можно путем организации психологического сопровождения, т. е. такой системы работы, которая обеспечивает преемственные связи между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой и определяет плавное вхождение ребенка в учебно-воспитательный процесс. создание подобной системы имеет особенно важное значение для современных инновационных учебных заведений, предъявляющих ряд новых требований к уровню развития и подготовки первоклассников. с позиций концепции непрерывного образования, т. е. образования на протяжении всей жизни, проблема преемственности между всеми ступенями образовательного пространства, приобретает особую актуальность. на начальных этапах обучения, когда закладываются основы всего дальнейшего развития личности, сопроводительная деятельность психолога должна обеспечивать интеграцию педагогического и семейного воздействия на единой цели - развитии личности ребенка. в рамках такого взаимодействия возможно объединение усилий всех участников образовательного пространства (психологов, педагогов, родителей) в процессе обучения и воспитания ребенка. Смысл психологического сопровождения в условиях непрерывного образования заключается в содействии гармоничному психическому и физическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром. реализация преемственности развития детей на смежных ступенях образования требует соблюдения поступательного и непрерывного характера обучения, а также учета особенностей дошкольной и школьной образовательных сред, индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку. важнейшей предпосылкой решения этих задач и может стать психологическое сопровождение развития детей в период их перехода из дошкольного учреждения в школу.
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. сопровождение каждого ребенка – это идеальная модель любой психологической службы. мы идем рядом с ребенком, сопровождаем его на пути роста, развития, становления личности, образования. видим возможные проблемы, и трудности заранее предупреждаем их.
Проблема адаптации – одна из важнейших междисциплинарных проблем, которая в настоящее время достаточно широко и интенсивно исследуется на медико-биологическом, социально-экономическом и социально-психологическом уровне.
В ходе осуществления психологической поддержки участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования педагогом-психологом осуществляются следующие направления работы: организационно – координационное, профилактическое, диагностико – аналитическое, методическое, информационно – просветительское, консультативное.
Для того, чтобы адаптация к обучению в школе была менее болезненной, в конце учебного года проводится диагностика выпускников дошкольного образовательного учреждения с целью выявления уровня готовности к обучению в школе. Это дает возможность познакомиться с ребенком, спрогнозировать его поведение и возможные трудности при поступлении в начальную школу. в данный комплекс входят диагностики на определение ведущей мотивации, эмоционального отношения к школе, сформированности внутренней позиции школьника. А также тесты, позволяющие определить уровень развития вербально - логического мышления, восприятия, способности к обучению, развитие мелкой моторики руки и осведомленности ребенка.
В первые учебные дни идет тесное сотрудничество с классным руководителем и родителями, наблюдение за детьми на переменах. в конце сентября начинается посещение уроков психологом. цель посещений: наблюдение и формирование у детей доверия к психологу. в начале учебного года учитель получает авторскую типологию учащихся и, наблюдая за детьми, распределяет их на группы в соответствии с типами. такую же работу делает психолог. для формирования объективной оценки проводится сравнительный анализ полученных результатов. производится корректировка распределения по типам. в октябре проводится первичная диагностика для выявления факторов возможной социально-психологической адаптации (тревожность, мотивация, отношение к школе, субъективная оценка межличностных отношений ребенка, анкетирование классного руководителя, родителей)., павлов и. п. жизнь, деятельность и научная школа. м,-л. : ан ссср, 1949. -404 с.
в данном случае диагностика необходима для подтверждения прогнозируемого уровня адаптации. работа с типологией значительно облегчает работу психолога и классного руководителя. преимущество данной типологии заключается в том, что ею можно воспользоваться уже в подготовительной группе дошкольного учреждения.
с учетом всех факторов формируются коррекционно-развивающие группы. количество групп зависит от выявленных факторов. программа коррекционно-развивающих занятий составляется под конкретную группу, занятия проводятся 1 раз в неделю. количество занятий 8-12, в зависимости от динамики группы.
особое внимание уделяется эмоциональной сфере детей. данная сфера не должна
оставаться без внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей. от того, как ребенок пройдет период адаптации к школе, зависит его дальнейшее обучение, его статус в классе. из всего многообразия факторов, затрудняющих процесс социально-психологической адаптации, большую часть составляют особенности эмоциональной сферы. особую роль данные особенности приобретают в периоды изменения социальной ситуации развития. принимая во внимание эмоциональное состояние каждого ребенка, можно выстроить эффективную работу в сфере образования.
при помощи учителя рисования проводится проективная диагностика агрессивных проявлений.
в течение учебного года проводятся родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации родителей.
регулярное взаимодействие с классным руководителем позволяет корректировать ход коррекционно-развивающих занятий, а также выявить проблемные зоны и причины психологических нарушений у детей.
важной и необходимой является помощь социального педагога. данные социального паспорта класса позволяют избежать эмоционально важных и опасных моментов при общении с детьми из группы риска.
на протяжении всего года происходит регулярное наблюдение за детьми, проводятся классные часы, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, расширение поведенческого репертуара ребенка, а так же на обучение навыкам взаимодействия друг с другом и взрослыми.
заключительным этапом психологической поддержки в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования является повторная диагностика, направленная на выявление положительной динамики после цикла коррекционно-развивающих занятий.
таким образом, следует отметить эффективность работы и необходимость психологической поддержки участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. осуществить такую поддержку возможно при условии тесного сотрудничества и наличия преемственности дошкольного и начального школьного образования. эффективность психологической поддержки обусловлена взаимодействием всех участников образовательного процесса.
Список литературы
1. Альмединген H.A. На путях к новой дошкольной педагогике // В помощь дошкольному работнику / Под ред. Альмединген Н., Тумима Г. Л. : Брокгауз, 1925. - С. 18-26.
2. Альмединген H.A., Тумим Г. Что такое дошкольное воспитание,- 2-е изд. М. -II ч. : Госизд., 1924. - 59 с.
3. Амосов Н. М. Здоровье и счастье ребенка. М. : Знание, 1979. - 96 с.
4. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.-244 с.
5. Ананьев Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. В сб. :Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., Учпедгиз, 1960.
6. Андреева В., Стеркина Р. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе //Дошкольное воспитание. 1991, №4. С. 33-37.
7. Ананьев Б. Г. 0 проблемах соверменного человекознания. М., 1977.-387 с.
8. Андреев В. И. Деловая риторика. Казань. 1992.
9. Анохин П. К