Чижевская Елена Владимировна
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки
▼ Скачать + Заказать документы
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки.
Формирование положительной самооценки детей дошкольного возраста – актуальная педагогическая проблема.
Известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду. Период старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки дошкольника. В этой связи особенно важно определить, какие методические подходы наиболее оптимальны и действенны, и как они будут влиять на процесс формирования самооценки у старших дошкольников.
Публикация «Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки» размещена в разделах
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования также направлен на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. На формирование самооценки влияет общение ребенка с взрослым: родителем и педагогом. Компетентность воспитателя заключается в умении педагогически правильно взаимодействовать со своими воспитанниками, уважая их личность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Для развития личности ребенка необходима особая организация педагогического процесса.
Поскольку самооценка ребенка активно развивается в дошкольный период и в значительной степени зависит от оценок сверстников и особенно взрослого, то можно говорить об исключительной важности влияния детских дошкольных образовательных учреждений, а в частности воспитателя, с которым ребенок проводит 8-12 часов в день. Формирование положительной самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценки со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки его результатов. Важным этапом в работе по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста является совместная работа педагога и родителей. Создание ситуации успеха также является одним из приемов формирования положительной самооценки дошкольников. Даже незначительные успехи детей играют большую значимость в формировании самооценки. Задачей педагога является выявление в каждом ребенке то, за что его можно похвалить.
Как же помочь ребенку сформировать самооценку, стимулирующую его активность, поддерживающую веру в свои силы, дающую возможность достигнуть более высокой ступени в его развитии, достижениях?
Поскольку основные факторы в их развитии — взаимодействие с окружающим и собственная деятельность ребенка, на них и следует обратить особое внимание. Формированию положительной самооценки педагог способствует, когда помогает ребенку преодолеть чувства страха, гнева, ревности, когда добивается, чтобы его воспитанники чувствовали себя ответственными за свое поведение, когда относится с уважением ко всем членам семьи ребенка.
Воспитатель способствует формированию позитивной Я - концепции своих воспитанников и другим путем — помогая детям с низкой самооценкой добиться успехов в совместной, значимой для дошкольников деятельности.
Отметим, что старший дошкольник ждет от взрослого конкретной, адекватной оценки, поддержки своих замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что его помнят, его уважают, его заметили, к нему относятся внимательно.
Немаловажно отметить, что для достижения положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста необходимо в равной степени отмечать успехи и неудачи и соответственно их оценивать. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается.
Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрение более эффективно, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действий. Важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и конструктивно указать на недостатки.
В воспитании дошкольника часто мы оцениваем поступки детей. Кого-то хвалим, а кого-то ругаем. Общение педагога, его оценка влияет на ребенка: будет ли ребенок стараться или же наоборот, ребенок будет равнодушен к занятиям, другой продуктивной деятельности, захочет он придти завтра в детский сад? Уверенность в положительном отношении педагога, его доброжелательности при оценивании необходима дошкольникам.
Основным и важным фактором, влияющим на развитие положительной самооценки у детей дошкольного возраста, выступает общение с взрослыми.
Для достижения более адекватной самооценки необходимо знать, что доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности и положительной самооценки.
Поддержка проявлений самостоятельности - это важное условие формирования положительной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Появление инициативы у ребенка и элементарного планирования, стремление к получению задуманного результата являются критерием проявления самостоятельности у старших дошкольников, а вместе с этим развития положительной самооценки.
Оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребенка. Только демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослый формирует тем самым у него уверенность в себе и стремление к успеху; обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно оценивать свои действия.
Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ Я.
Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой. Совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, рисование, лепка, раскрашивание и т. п., выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания, привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.
Развитие положительного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка.
Для формирования и поддержки положительной самооценки у детей дошкольного возраста педагогам и родителям можно предложить проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на позитивное отношение ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.