Елизавета Субботина
Профилактика проявлений агрессивности и буллинга в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Субботина Е. А.,
ГБДОУ д/с № 12
Петродворцового района
г. Санкт-Петрбург
Аннотация. В статье кратко излагается проблема жестокости и агрессивности в дошкольном возрасте, которые негативно влияют на межличностные отношения, психологический климат в коллективе и гармоничное развитие личности ребенка.
Ключевые слова: буллинг, агрессия, агрессивность, дразнения, жестокость, конфликт, профилактика.
Публикация «Профилактика проявлений агрессивности и буллинга в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Прежде всего, дадим определение агрессии и разведем понятия : детская агрессия, агрессивность, жестокость, травля – все эти проявления детской деструктивности встречаются уже в дошкольном возрасте.
Агрессия – это (от лат. Aggression – нападение, приступ) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования, любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Агрессивность (от лат. Aggressio – нападать) – это уже качество личности, выраженное в предпочтении использования насильственных способов для достижения своих целей. Драки, толкание друг друга, намеренное изолирование одного из воспитанников и обзывание составляют примеры агрессивного поведения.
Жестокость – понятие близкое к агрессии. Это черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим.
Травля (жарг. Буллинг – англ. bullying) – это система детского насилия, реализуемого в пространстве организованного или неорганизованного детского сообщества – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов. В дошкольном учреждении складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве учреждения, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой.
Последствия буллинга опасны для психологического комфорта образовательных организаций и представляют большие трудности для воспитанников и их родителей, воспитателей и администрации, можно сказать, что буллинг сегодня – это вызов системе образования в целом.
Почему же дети становятся жестокими и проявляют агрессию?
Образовательная среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие воспитанников. Причин буллинга в детском возрасте очень много. Прежде всего, имеет значение домашняя обстановка. Часто ребенок с помощью агрессии вымещает на окружающих его детей злость на родных: например, ребенка обижают дома или из-за развода родителей у него нет возможности поговорить/обсудить с ними то, что происходит, получить поддержку. Через буллинг он дает выход злости, которая в таких случаях вторичная эмоция: под ней скрывается стыд, горе, тревога. Такое поведение ребенка всегда свидетельствует о серьезном дефиците заботы, добра и других положительных эмоций. Часто ребенок сам подвергается буллингу дома и переносит такое поведение в садик.
Дети подсознательно находят того, кто не способен за себя постоять и не окажет сопротивления. Основные черты ребенка-жертвы уязвимость и острая эмоциональная реакция на обиду. У дошкольников плохо развита произвольность, они не могут рассчитать силу и определить последствия поступков. Если ребенка дома регулярно бьют, его лишают возможности регулировать свои эмоции. Есть дети из внешне благополучных семей, которые посредством проявления агрессии пытаются привлечь внимание родителей, которого так не хватает.
Дети могут ради шутки начать буллить, просто потому, что не могут вовремя остановиться и не понимают, что могут ранить чувство другого. Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для других – порча их личных вещей, вымогательство. Для третьих – откровенные издевательства, унижения.
Проявления жестоких отношений в детской среде многообразны : от безобидных шуток («приколов», на взгляд самих шутников («приколистов», до травли и тяжелых насильственных действий, которые могут заканчиваться физическими травмами.
Подобные ситуации можно регулировать, уделяя внимание взаимодействию детей. От поведения взрослых зависит, будет ли прекращена или поддержана агрессия, жестокость.
Прежде чем говорить о профилактике агрессии и жестокости в детской среде необходимо выяснить причины возникновения буллинга в дошкольном учреждении. Схема составления кейса может быть следующей:
– выяснить предшествующие обстоятельства (например, появление в группе конфликтного и агрессивного ребенка);
– определить тригеры буллинга – запускающие моменты. Ими могут быть: конфликт между двумя воспитанниками, различия по внешнему виду, манере речи, поведению, по наличию функциональных недостатков, по результатам достижений, по социальному происхождению, по этнокультурным особенностям.
– диагностировать мотивы агрессора : стремление к лидерству, самоутверждение, «помощь» воспитателю и другие.
– структурировать дополнительные факторы: образовательные, коммуникативные, дисциплинарные: общая неадаптивность в ДОУ, сложная семейная ситуация, воспитательская неадекватность, обремененность поведенческими нарушениями, психическими расстройствами и соматическими заболеваниями, потребность в особых нуждах.
– опередить перечень мер для купирования факта буллинга.
Родителю, педагогу при взаимодействии с агрессивным ребенком необходимо уметь прогнозировать ситуацию, быть готовым к сиюминутным эмоциональным взрывам ребенка, владеть приемами отвлечения и переключения внимания. Необходимо оперативно реагировать на жалобы ребенка, так как игнорирование ведет к потере доверия.
Необходимо вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе: например, «дружить, помогать и делиться» – доступные и понятные правила для дошкольников. Важно, чтобы правило не содержало отрицания и частице «не» – дошкольники, в отличие от подростков, любят правила и склонны к послушанию, у них силен ориентир на оценку и установку взрослого, поэтому принятие антибуллинговых правил в группе детей 6-7 лет будет хорошей тренировкой к соблюдению школьных правил поведения. При этом, когда детская группа постоянно получает искренний интерес от авторитетного взрослого, то она считает победу над травлей в группе своим общим делом.
Дадим краткую характеристику методов профилактики и коррекции агрессивных форм поведения детей дошкольного возраста.
• Игротерапия.
Цель: формирование эмоциональной культуры, канализация негативной энергии, сброс агрессии в игровом пространстве.
Игра «Бумажный бум».
Игра позволяет выплеснуть агрессию, напряжение с помощью неагрессивных форм двигательной активности. Участники делятся на две команды. Комната делится на три части, на полу прочерчиваются соответственно две линии. Одна команда оказывается на левой части комнаты, другая на правой. Участникам передаются листы газет или бумаги поровну и сминаются в мячики. Задача каждой из команд: все те мячики, которые оказались на ее территории, перебросить на территорию другой команды.
Игра «Комплименты» : «Ты, Оля, роза» – помогает снять вербальную агрессию, выплеснуть гнев.
Игра «Заморозить-разморозить».
Один участник (или несколько) замирает с открытыми глазами, другие пытаются вывести его из оцепенения, заставить улыбнутся. Нельзя прикасаться к «замороженному».
• Тематические беседы по методу «Неоконченных предложений».
Цель: выработка умений связывать поведение и его последствия, выражение чувств, отреагирование эмоций.
Примеры тем: «Хорошо или плохо», «Безопасно или не безопасно» – о собственной безопасности и безопасности других детей. Примеры неоконченных предложений:
«Я терпеть не могу, когда…». «Когда я злюсь…». «Успокоиться мне помогает…».
«Я рад…». «Я горжусь тем, что ты…». «Я восхищена…», «Мне очень нравится…»,
«Я испытываю удовольствие, когда ты…»
Рассказы о последствиях «Чтобы ты чувствовал, если…».
• Проигрывание ситуаций и их последующим анализом.
Цель: улучшение навыков коммуникации, отреагирования негативных эмоций.
Проигрывание коммуникативных сценок, сценка знакомства, начало разговора, беседы.
Ролевые игры «Чтобы ты совершил, если произошло?».
• Сказкотерапия.
Цель: развитие эмоционального и социального интеллекта, формирование навыков решения конфликтных ситуаций.
«Живая иллюстрация» стихи Агнии Барто, взрослый читает стихотворение, а ребенок наглядно иллюстрирует, то, что происходит в стихотворении, и какие эмоции чувствуют герои. Обучающее чтение Л. Петрановской «Что делать, если…».
• Упражнения.
Упражнение «Любимое животное». Каждый из участников показывает любимое животное и отвечает на вопросы: «Почему тебе нравится именно это животное? Чем оно похоже на тебя?» В конце занятия дети вспоминают, кто кого показывал.
Упражнение «Велосипед». Дети работают в парах. Лежа на спине, соединяют стопы и крутят педали по сигналу то быстро, то медленно. Задача – не разорвать контакт. Каждый ребенок должен поработать с каждым. После завершения упражнения следует обсудить ход работы.
Упражнение «Машина». Дети встают в пары спинами друг к другу, сцепляются локтями и начинают приседать на счет. Задача – не расцепиться, не упасть. Каждый ребенок должен поработать в паре со всеми участниками.
Упражнение «Слепой и поводырь». Работа в парах. Ребенок должен провести партнера, у которого завязаны глаза, через полосу препятствий, но только с помощью словесных инструкций. Дети меняются ролями.
Упражнение «Подарок». Дети вытягивают карточки с фотографиями участников группы. Каждый должен придумать и сказать, какое бы качество он подарил товарищу (чье фото ему досталось, чтобы тому было легче общаться с окружающими.
Упражнение «Поддержка». Получив карточки с фотографиями, надо сказать несколько поощряющих слов, похвалить за что-то доставшегося участника или пожелать ему что-то хорошее на выходные.
Упражнение «Примерим костюм». Инструкция: «Весь мир состоит из противоположностей – черное и белое, день и ночь, добро и зло… В каждом из нас тоже достаточно противоположностей. Давайте сегодня поговорим о паре противоположностей: агрессивность-доброжелательность. Перед вами листы ватмана. Помогая друг другу, давайте один силуэт с помощью коллажа мы оденем в агрессивный костюм, а второй в добрый костюм».
Упражнение «Обзывалки». «Ты, Петька – капустка» – помогает перевести энергию в позитивное русло. «Я уверен на все 100!» формирует самоуважение и доверие ребенка к самому себе и окружающим. Дети выходят по очереди в круг и говорят про себя те факты, в которых уверены. ( Например: «я гибкая на все 100!» или «Я сильный на все 100!»).
В своей детской группе мы занимались постановкой спектаклей, сочинением сказок, изготовлением коллажей. Педагоги стремились к тому, чтобы каждый из детей группы имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ощущать свою самоценность. Регулярными стали в начале года игры на командообразование, конкурсы талантов. Малые фольклорные жанры используются в течение всего дня, включаются его в различные режимные моменты.
Например, встреча ребенка с воспитателем обыгрывается контактом «глаза в глаза», приветствием, приглашением пройти в группу потешкой: «Доброе утро, заинька, мой. Доброе утро, Сашенька, дорогой. А я Сашеньку люблю, ему песенку спою». Такие добрые, ласковые слова стараемся говорить всем детям, приходящим в детский сад. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, показывает уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Вовремя прозвучавшая из уст воспитателя потешка, прибаутка способна погасить отрицательные эмоции у ребенка, отвлечь и успокоить его.
Сдруживание детей, сплочение детского коллектива, помощь в самопрезентации каждого ребенка своей группе является лучшей профилактикой буллинга.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Черепанова Е. Насилие рождает монстров: физические и психологические травмы, испытываемые в детстве, могут стать звеньями зловещей цепочки, тянущейся из поколения в поколение: (О последствиях жестокости родителей) Семья и школа. 1995.
№ 5.
2. Козлова, С. А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников / С. А. Козлова // Современное дошкольное образование. – 2008. – № 1. – С. 62-64
3. Кон, И. С. Что такое буллинг, как с ним бороться? / И. С. Кон // [Электронный ресур]. Режим доступа: https://www.sexology.narod.ru/info18.html.
4. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. Коллективная монография, под ред. Волковой Е. Н. СПб., 2008 г.