Ирина Романович
Профессиональное выгорание педагогов ДОУ. Анализ причин выгорания
▼ Скачать
В современных условиях развития системы образования, деятельность педагога ДОУ буквально насыщена факторами, которые вызывают профессиональное выгорание : большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность обусловленная родом деятельности (охрана жизни и здоровья детей, возможная недооценка со стороны руководства и коллег профессиональной деятельности воспитателя, необходимость быть все время «в тонусе». Актуальность данной темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, так как профессия воспитателя обладает огромной социальной значимостью – дошкольное образование - это начальная ступень образования ребенка. Способность к эмпатии, признается одним из важных качеств педагога, однако, на практике, роль эмоций воспитателя в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что воспитателя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей, возникающих в работе.
Публикация «Профессиональное выгорание педагогов ДОУ, Анализ причин выгорания» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В настоящее время важность работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса не вызывает сомнений.
Специфика работы педагогов требует от них активизации всех физических и душевных сил, а увеличение стажа работы и возраста приводит к накоплению усталости, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, эмоциональному выгоранию. При синдроме «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей. Синдром «выгорания» - весьма серьёзное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.
Всё это отрицательно влияет на эффективность профессиональной деятельности самого педагога. Поэтому выгорание как проблема попадает в поле зрения не только психологов, психотерапевтов, но и работодателей, заинтересованных в энергичных сотрудниках. Только психологически здоровый педагог может правильно общаться с детьми и воспитать здоровую личность.
Основные направления профилактики профессионального выгорания сотрудников :
психологическая поддержка;
психологическое консультирование;
психологическая коррекция.
Основные методы:
психологическая диагностика;
психологические беседы;
психологическое просвещение;
психологическая коррекция;
психологическое консультирование.
Психологическая поддержка предусматривает осуществление работы по трем направлениям:
1) информирование;
2) эмоциональная поддержка;
3) повышение значимости педагогической профессии.
Еще в 70-е годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающиеся состояния эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, учителей, психологов, работников социальных служб). По мнению исследователей, как правило, такие специалисты на определенном этапе соей деятельности неожиданно начали терять интерес своей работе, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами. В дальнейшем у них, как правило, развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Эти изменения, как было обнаружено исследователями, вызвались длительным воздействием профессионального стресса. Так появился термин «выгорание» или «сгорание».
Автор термина «профессиональное выгорание» (burnout, X. Фреденбергер, утверждает, что данный процесс приводит к эмоциональному истощению специалистов, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей и постоянной необходимостью находиться с ними во взаимодействии.
Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д., 2002). По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.
Синдром выгорания в определенной степени является защитным механизмом, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы. Однако данное утверждение справедливо лишь в том случае, когда речь идёт о самом начале формирования этого состояния. На более поздних стадиях выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и отношениях с окружающими. Один из характерных признаков выгорания - утрата интереса к работе. Таким образом, синдром выгорания негативно сказывается не только на профессиональной деятельности, но и в целом определяет качество жизни человека.
Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагогаявляется еще более сложной, поскольку в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, болезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций специалиста окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек—человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.
Синдром профессионального выгорания - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии педагога и психолога относятся именно к этой категории.
Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействия с воспитанниками, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.
Исследования Н. А. Аминовой, Федоренко Л. Г. (2003) доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все педагоги. Кроме того, даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации оказался ниже, чем у пациентов с неврозами, что в поведении проявляется в несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности.
Синдром выгорания довольно широко разрабатывается в зарубежной психологии со второй половины ХХ в. Исследованию этого феномена посвящены работы таких авторов, как Х. Фреденбергер, К. Маслач, С. Джексон, А. Пайнс и др.
Внимание отечественных психологов (М. В. Борисова, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк и др.) данная проблема привлекла в середине 1990-х гг. Причем вначале она в основном изучалась в контексте проблем профессионального стресса и профессиональной деформации личности в профессиях системы «человек – человек». В последние годы выгорание все чаще рассматривается как самостоятельный феномен, несводимый к другим состояниям, встречающимся в профессиональной деятельности (стресс, депрессия, синдром хронической усталости и др.).
Термин выгорание («burnout») в значении «сгорание на работе» первоначально использовался для обозначения состояния эмоционального истощения, которое часто наступает у людей среднего возраста, занятых в сфере оказания помощи другим людям (К Маслач, Г. Крайг).
В настоящее время феномен профессионального выгорания определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Наиболее распространенной сегодня является трехкомпонентная модель синдрома профессионального выгорания, включающая в себя следующие составляющие:
1. Эмоциональное истощение, связанное с чувством эмоционального опустошения и усталости, которое возникает при избыточной рабочей нагрузке, когда эмоциональные ресурсы человека оказываются исчерпанными, и он чувствует себя неспособным адекватно эмоционально реагировать;
2. Деперсонализация – тенденция развивать негативное отношение к человеку, отрицательное, циничное, либо безразличное восприятие его, защита от негативных эмоциональных переживаний путем обращения с учеником (воспитанником, клиентом, пациентом) как с объектом;
3. Редукция профессиональных достижений, проявляющаяся в возникновении у работника чувства некомпетентности и неуспешности своей профессиональной деятельности, в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, способностей и обязанностей (К. Маслач, Борисова М. В, Орел М. Е)
В качестве причин, обусловливающих психическое выгорание, чаще всего указываются две группы факторов: индивидуальные характеристики работника (социальные, возрастные, половые, а также индивидуально-психологические особенности самого профессионала, включая нейротизм, экстраверсию, локус контроля и др.) и организационные (ситуационные) факторы, связанные с содержанием и условиями самой профессиональной деятельности : острота проблем, глубина контакта с клиентом, обратная связь, справедливая оценка результатов деятельности, рабочие перегрузки.
А. Н. Моховиков называет и другие факторы возникновения синдрома выгорания : внутриличностный конфликт и острый психологический стресс. Синдром профессионального выгорания – это реакция на стрессовые воздействия.
В. В. Бойко считает, что выгорание представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
С наибольшей вероятностью выгорание возникает у педагогов с высоким уровнем притязаний, считающих свою работу высокозначимой и общественно полезной. Люди, сгоревшие на работе, как правило, начинают трудиться, имея высокие идеалы и самые лучшие намерения. В ходе своей работы они понимают, что оказывают слишком слабое влияние на жизнь тех, кому хотят помочь, или, что проблемы, которые они пытаются решить, столь серьезны, а задачи столь трудны, что им никогда не удастся добиться полного успеха. Некоторые из проблем, которые они выбрали для своей работы (нищета, педагогические проблемы, болезни, их профилактика, употребление наркотиков и т. п., вообще не могут быть решены в обозримом будущем, да еще усилиями одного человека. Кроме того, вместо решения острейших проблем своих клиентов работники, подверженные выгоранию, вынуждены большую часть рабочего времени заниматься рутиной – писать громадное количество всевозможных отчетов, справок, формуляров и т. д. и т. п. Неудачи в достижении своих целей, неспособность решить жизненно важные проблемы своих клиентов, вызывают у них чувство разочарования, которое, в конечном счете, приводит к выгоранию. «Сгоревшие» работники начинают испытывать гнев, фрустрацию и отчаяние. Они могут срывать эти чувства на людях, которым должны помогать, или сдерживать свои эмоции, ведя себя холодно и отстраненно (Борисова М. В., Орел В. Л, Форманюк Т. В.)
Социально-демографические характеристики также весьма показательны. Наиболее подвержены синдрому психического выгорания женщины 40-50 лет, а также мужчины этого же возраста, никогда не состоявшие в браке. Как правило, это ответственные и добросовестные работники, имеющие высокий уровень образования, экстернальный (внешний) локус контроля, высокий уровень эмоциональной сензитивности и тревожности, пассивные тактики сопротивления стрессу, низкую личностную выносливость и заниженную самооценку.
Борисова М. В., Орел В. Л, Форманюк Т. В. отмечают, что нередко выгорание обнаруживается и у молодых работников. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняют эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Вот почему многие социальные работники, педагоги, воспитатели интернатных учреждений начинают испытывать данный синдром уже через 2-4 года после начала трудовой деятельности. Синдром выгорания чаще испытывают женщины, и не только потому, что они отличаются большей сензитивностью и чаще заняты в сфере социальной защиты и социального обслуживания. Вероятно, более значимо для формирования феномена психического выгорания то, что работающая женщина испытывает более высокие по сравнению с мужчинами рабочие перегрузки из-за домашних и семейных обязанностей. При этом женщина чаще испытывает и более глубоко переживает пресловутый конфликт ролей (роль «отличного работника» зачастую трудно совместима с ролью «хорошей матери» или «заботливой жены»).
Среди организационных (ситуационных) факторов выгорания, куда относятся и характеристики деятельности, и факторы среды и особенности взаимодействия с клиентом, в качестве наиболее значимых Орел В. Л. отмечает следующие:
· условия работы (объем работы, продолжительность рабочего дня, количество клиентов, их число, обслуживаемое за определенный период, степень глубины контакта с ними, дефицит времени);
· содержание работы, прежде всего глубина проблем клиента, принципиальная возможность их разрешения;
· социально-психологические аспекты организации деятельности (межличностные отношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали, стиль руководства, возможность самостоятельно принимать важные решения, обратная связь, т. е. отношение к работнику, демонстрируемое клиентами, учениками, пациентами);
· справедливое стимулирование работников;
· социальный статус и престиж профессии.
В своих работах Борисова М. В., Орел В. Е. отмечают, что в исследованиях последних лет все чаще подчеркивается, что для объяснения причин профессионального выгорания недостаточно рассматривать индивидуальные и организационные факторы сами по себе. Выгорание – это, скорее, результат взаимодействие личностных и ситуационных факторов. Поэтому следует рассматривать, прежде всего, несоответствие между личностью, ее социально-демографическими и индивидуально-психологическими особенностями и работой независимо от типа профессиональной деятельности (несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику и его ресурсами; несоответствие между трудовым вкладом личности и уровнем ее вознаграждения; несоответствие между этическими принципами личности и требованиями работы и др.). Перспективность такого подхода определяется тем, что он позволяет найти совокупное влияние различных факторов в каждом конкретном случае выгорания и перейти от рассмотрения выгорания к его устранению.
Орел В. Е., подчеркивает, что сегодня синдром психического выгорания чаще всего трактуется как глобальный профессиональный кризис, связанный как с индивидуальными особенностями человека и межличностными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности, так и с работой в целом (с ее содержанием, спецификой и условиями). Данный феномен многие исследователи считают необратимым – раз возникнув у человека, он продолжает развиваться, углубляться, и можно лишь определенным образом затормозить этот процесс. Все чаще психическое выгорание выявляется и в профессиях, не связанных с процессом социального обслуживания людей и оказания им помощи (его испытывают летчики, моряки и т. п.).
Известный петербургский психотерапевт А. В. Гнездилов, обсуждая вопрос о профессиональном «выгорании», пишет: «Стремление к профессиональному совершенствованию, внимание к собственным эстетическим запросам, постоянное сознание необходимости делать добро будут способствовать созданию той атмосферы, в которой возможно купирование многих стрессовых реакций».
Как подчеркивают психологи, занимающиеся данной проблемой, для устранения причин «сгорания на работе» трудно что-либо сделать без перестройки общества и условий профессиональной деятельности педагогов. Тем не менее, избежать выгорания можно, если научиться реалистически подходить к своей работе, ставить перед собой разумные цели, стараться отделить личную жизнь от работы и содействовать изменению характера или организации своей работы.