Наталья Михайловна Цыс
Проектная технология
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная технология
Перед образовательными учреждениями государство поставило ясную и важную задачу: подготовить любознательное и активное молодое поколение. Чтобы ребенок действительно стал любознательным и стремился получать новые знания сам,а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. В ДОУ данная технология используется давно,но особое признание получает именно сейчас, в свете тех изменений, которые происходят в образовательной политике государства. Именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые ежеминутно происходят в жизни ребенка, это привлекает и заинтересовывает даже самого непоседливого малыша. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый участник образовательного процесса может почувствовать себя нужным,заинтересованным в выполнении важных задач.
Публикация «Проектная технология» размещена в разделах
Термин «проект» был заимствован из латинского языка, в котором оно изначально означал «выступающий», «выброшенный вперед».(1)Увязывая данное понятие с работой дошкольного учреждения, следует понимать,что в этом случае под проектом понимается такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире,когда он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками. Основная работа по направлению познавательной деятельности выполняется педагогом. Важно помнить,что проектная деятельность в ДОУ должна подразумевать получение социально значимого результата.
Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем,требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Цель проектного метода в ДОУ – развитие детской инициативы, свободной творческой личности. Этапы реализации метода проектов можно свести к четырем основным:
1. Определение цели.
2. Разработка проекта (план деятельности по достижению цели)
3. Выполнение проекта (практическая часть).
4. Подведение итогов (подведение задач для новых проектов).
В нашем детском саду метод проектов - один из новых видов деятельности. Он используется в воспитательно- образовательном процессе. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов,родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, в жизни. Наши педагоги применяют способ разработки тематических проектов, связанных с использованием так называемой модели «трех вопросов».Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса(1) :Что мы знаем?Что мы хотим узнать? Что сделать чтобы узнать? Проект может возникнуть спонтанно,далее начинается общее обсуждение, чтобы выяснить, что уже известно об обсуждаемом предмете или явлении. Воспитатель записывает на доске ответы, чтобы группа могла их видеть. Причем, нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом имена. Затем воспитатель задает второй вопрос: что мы хотим узнать? Ответы снова записываются, независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает :Как нам найти ответы на вопросы? Затем начинается следующий этап сбора информации :чтение книг, проведение экспериментов, тематические экскурсии, обращение к родителям, специалистам, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в примерный план. Анализ отдельных действий детей позволяет улучшить будущие проекты. Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы: Узнали ли Вы что-нибудь,чего не знали? Какое из занятий понравилось Вам больше всего? Что нужно изменить в организации следующего проекта? Проектирование может являться материалом для выявления взрослыми и детьми собственных творческих уникальностей как субъектов развития образования. В отличии от других технологий воспитания и обучения, совместное проектирование является созидательной формой активности ребенка и взрослого. Кроме этого. в процессе проектирования происходит становление системы «развивающих и развивающихся отношений в группе».(3)Система развивающихся отношений сама по себе – и продукт, и условие творчества всех ее участников.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие личности ребенка. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме того. Развиваются общие способности детей- познавательные, исследовательские, коммуникативные,изобразительные, художественные. (2)В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами. сколько установленными нормами. Проектирование в ДОУ представляет собой интеграцию образовательных областей.
Таким образом,в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую индивидуальность. Все это благоприятно сказывается на развитии личности ребенка.
Библиографический список
1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология//Детский сад от А до Я. 2008.
2. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых//Развитие личности. 2000.
3. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования//Управление ДОУ. 2006.