Папки-передвижки

Технология проблемного обучения

Юлия Кузьмина
Технология проблемного обучения
▼ Скачать + Заказать документы

2 слайд - Проблемное обучение.

Что это такое? Как Вы понимаете?

Есть два определения: что такое проблемное обучение.

Первое определение - Организованный воспитателем способ активного взаимодействия детей с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Публикация «Технология проблемного обучения» размещена в разделах

Второе определение - Такая организация непосредственной образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, на конструировании дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи(1859—1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

3 слайд - Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих:

постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для детей проблемной ситуации;

осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;

постановку педагогом учебно-проблемной задачи;

применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

4 слайд - Также педагог должен создать условия для успешного применения проблемного обучения.

Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

Быть доступным для детей.

Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

Задания должны быть таковыми, чтобы ребёнок не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного решения проблемы и нахождения неизвестного.

5 слайд - Хочется отметить достоинства проблемного обучения :

Высокая самостоятельность детей;

Формирование познавательного интереса или личностной мотивации детей;

Активизирует мысль детей, придает ей критичность.

6 слайд - Этапы проблемного обучения

Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам

осознание общей проблемной ситуации;

ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

 решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

проверка правильности решения проблемы.

введение в систему знаний.

7 слайд - Алгоритм решения проблемной ситуации

постановка проблемы;

актуализация знаний;

выдвижение гипотез, предположений;

проверка решения;

введение в систему знаний.

Поэтому основным педагогическим инструментом является технологическая карта. Технологической картой чётко определена деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.

8 слайд - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

деятельности по проблемному обучению дошкольников

На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию

На 2этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.

На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например, в образовательной области "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" (программа "Детство") наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.

5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.

Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.

9 слайд - Система методов проблемного обучения, представляющая собой органическое сочетание общих и бинарных методов.

Объяснительно иллюстративный;

Частично-поисковый;

Проблемное изложение;

 Репродуктивный;

 Исследовательский метод.

Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения воспитателем фактов, их описание и объяснения.

Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений воспитателя ребёнком с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.

Метод эвристических заданий. Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не воспитателем, при участии детей, а самими детьми под руководством и с помощью воспитателя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Репродуктивный метод учения - система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала.

Метод исследовательских заданий. Организуется воспитателем путем постановки перед детьми теоретических и практических исследовательских заданий, имеющие высокий уровень проблемности. Ребёнок совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: эксперименты, экскурсия и сбор фактов, беседы, подготовка доклада, конструирование.

10 - 11 слайд - Чтобы ребенок-дошкольник осознал предлагаемую ему ситуацию как проблемную и заинтересовался ею, выделен ряд специфических приемов создания проблемных ситуаций.

Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. ( Например: - Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза)

Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. ( Например: - Почему у птиц клювы разной формы? - Какое дерево мы наряжали на Новый год? - Можно ли хвоинку назвать листочком)

Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций часто ролевых. ( Например: - Что может рассказать о снеге (цветке, туче) художник, медик, эколог.)

Создание противоречия ( Например: - Надо создать коллекцию семян по способу их распространения в природе, но не имеем знаний о способах распространения. - Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него.)

Организация противоречия в практической деятельности детей. ( Например: - Готовимся к встрече с выпускниками. - Составим правила поведения в автобусе для пассажиров, которые не умеют читать.)

Практическая деятельность (12 – 15 слайд)

Педагогические ситуации

Иногда воспитателю бывает необходимо самому найти выход из такой ситуации, когда нужно сделать выбор.

1 ситуация - У Саши не получается выполнить игровое задание “3-й лишний” :

Предложите выполнить более легкий вариант.

Попросите назвать, одним словом все предметы.

Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.

2 ситуация - Вы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 бабочек, сели на цветы. На каждый цветок село по две бабочки. Сколько было цветов?”. Ребята решить задачу не могут, тогда вы:

Повторно читаете задачу.

Упрощаете задачу.

Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.

3 ситуация - При подготовке детей к школе часто задают вопросы: " Где лучше кататься на велосипеде: по асфальту или по траве? Как узнать, куда дует ветер? и др. ”

Какое свойство мышления формируют у детей такие вопросы:

Сравнение.

Сопоставление.

Гибкость.

16 слайд - Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду.

Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Это проблема мотивации. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой проведения занятий недостаточно для положительной динамики умственного развития детей.

17 слайд - Достоинства ИКТ

Активизирует непроизвольное внимание

Повышает интерес к обучению

Расширяет возможности работы с наглядным материалом

Способствует достижению поставленных целей

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы. Использование компьютера для обучения и развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на: непосредственное и опосредованное.

18 слайд - Опосредованное обучение и развитие

Использование глобальной сети Интернет

Использование компьютера для ведения документации

Использование глобальной сети Интернет.

Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Это дополнительная информация, которой по каким – либо причинам нет в печатном издании.

Это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Использование Интернет – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей и любые фотографии и иллюстрации для занятий

Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказать неоценимую услугу воспитателям и специалистам ДОУ по составлению планов, конспектов с помощью программ – организаторов.

19 слайд - Непосредственное обучение

Использование развивающих компьютерных программ

Использование мультимедийных презентаций

Использование развивающих компьютерных программ.

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Например – чтение художественной литературы – сказка В. Бианки «Чей нос лучше?».

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для младшего - среднего возраста, но не подходит для старшей и подготовительной группы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения «Объемные геометрические фигуры» Тема: "Объемные геометрические фигуры" Цель: научи детей различать объемные геометрические фигуры, получить практические навыки в моделировании.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения Задачи: _ развивать интерес к геометрии; _ закреплять знания детей о геометрических фигурах; _ развивать геометрическое мышление у детей.

Конспект познавательно-коммуникативной деятельности с использованием технологии проблемного обучения «Актёрское мастерство» Конспект познавательно-коммуникативной деятельности с использованием технологии проблемного обучения «Актёрское мастерство – дошколятам…».

Консультация «Формирование творчества в процессе проблемного обучения» Консультация" Формирование творчества в процессе проблемного обучения" Работа с детьми,мы часто используем хитроумные методы и приемы взаимодействия.

Мастер-класс «Технология проблемного обучения» Мастер-класс «Технология проблемного обучения» Цель: обучение участников мастер-класса проектированию познавательной задачи, проблемной.

НОД с использованием технологии проблемного обучения в младшей группе Программное содержание: • Расширение представлений детей о характерных приметах зимнего периода, словарного запаса детей. • Развитие умения.

Организация партнерской деятельности педагога с детьми в условиях проблемного обучения. Е. В. Тарасевич заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Детский сад «Росинка» с. Сокол Организация партнерской деятельности педагога с детьми.

Семинар «Формирование математических представлений дошкольников через технологию проблемного обучения» Формирование математических представлений дошкольника через технологию проблемного обучения. Воспитатель: Колганова.

Сюжетно-игровое занятие по физической культуре «Весёлая ферма» с использованием технологии проблемного обучения Масаты/ Цели: Оздоровление детей посредством корригирующих упражнений подражательного характера. Білімділік/Образовательная :.

Технология проблемного диалога через экологический проект Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология проблемного обучения
Опубликовано: 29 июля 2017 в 16:13
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология проблемного обучения» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД