Сивохина Елена
Проектная деятельность для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность для детей с ОВЗ
При организации проектной деятельности возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями детей : тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприятия, памяти, внимания, восприятие, а также эмоциональной сферы.
Публикация «Проектная деятельность для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Каждый воспитанник при этом вносит свой вклад в работу по проекту, соответствующий его здоровью и возможностям, и видит результат общей работы. Это способствует снижению уровня тревожности обучающихся и повышению мотивации к учению.
Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес детей, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению современных технологий дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к различным видам деятельности.
Безусловно, для детей с нарушением интеллекта, проект очень сложен, и имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:
- он должен быть ориентирован на психофизические возможности детей, т. к. у каждого ребёнка свои «особенности» в развитии;
- ребенку с нарушением в развитии важно научиться общению и общаться.
- способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. Работа над проектом- это общение детей друг с другом, со взрослыми. Поэтому в качестве приоритетной является коллективная деятельность.
Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Родители активные участники образовательного процесса.
Сотрудничество с семьями включает в себя: анкетирование родителей, подбор семьями иллюстративного материала, познавательной и художественной литературы, DVD-дисков с познавательными фильмами, участие родителей в консультациях, совместных мероприятиях, просвещение через родительский уголок, помощь детям в отборе информации, в составлении рассказов и сообщений об объектах исследования, участие в оформлении фото стендов, фотоальбомов, совместная с детьми продуктивная и творческая деятельность, совместные посещение учреждений дополнительного образования, культурно-досуговых мероприятий, участие в конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях.
Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.
Предлагаю вашему вниманию пример одного из проектов, который был разработан и осуществлен в работе с детьми с ОВЗ в ЦСПР «Формула роста» г. Москвы
С каждым годом традиционные праздники забываются, отходят
на задний план. В некоторых семьях им не придается никакого значения. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка нравственные идеалы.
Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины,
научить пользоваться богатством культурных традиций. В преддверии православного праздника Пасха, было принято решение разработать и реализовать проект «Светлое Христово Воскресенье - Пасха».
Общение с народной культурой облагораживает, делает человека
мягким, чутким, добрым, мудрым. Пасха – самый радостный и большой праздник христиан.
Празднование Пасхи стало уже традицией. Но не все дети имеют представления об этом празднике, не знают историю и традиции. Необходимо знакомить детей с народными праздниками.
Целью проекта стало, формирование навыков духовно – нравственных традиций и культуры нашего народа.
Для информирования о начале реализации проекта был подготовлен план, в котором была предоставлена необходимая информация о проекте, его целях и деятельности, осуществляемой в рамках проекта, планируемых мероприятиях и результатах.
На первом этапе реализации проекта был проведен набор участников проекта. Информация о проекте была распространена в учреждении. В итоге была сформирована группа участников, в количестве – 23 человека. В это число вошли воспитатели, педагоги и воспитанники.
На втором этапе реализации проекта были проведены все запланированные мероприятия.
Анализируя проделанную работу, можно отметить, что дети не только получили информацию о православных традициях празднования Великого праздника Пасхи, но, что самое главное, у них сформировался устойчивый интерес к народным забавам и играм.
Достигнутые результаты стали возможны только благодаря совместной работе воспитателей, педагогов дополнительного образования, музыкального руководителя и родителей.
С родителями проводились беседы по обмену опытом в оформлении и украшении яиц, после чего организовали фото - выставку. Эта выставка способствовала: укреплению между родителями и детьми эмоционального контакта в семье, закрепление доверительных отношений между педагогом, родителями и детьми в совместной деятельности в рамках проекта, раскрыла творческие способности родителей. Проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. Родители выразили благодарность воспитателям за привлечение их в жизнь детей вне дома и организацию такого проекта.
В процессе реализации проекта у воспитанников сформировалось представление об особенностях и традициях данного праздника, возник интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи;
дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни;
дети и родители получили эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности в процессе подготовки и проведения праздника Пасха;
дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве; а в итоге получили ответ на главный вопрос «Что за праздник - Пасха?».