Получи документы

Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников

Колбешина Анна
Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников»

1. Введение

Стремительно меняется мир вокруг нас. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Темочки:

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. (1)

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. (2)

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. (2)

Основными задачами экологического воспитания являются :

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. (1)

2. Теоретическая часть

В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста являются природоохранные акции – социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. В процессе подготовки и проведения акций дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально, участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей - это делает такую форму работы особенно ценной.

Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, проводимые в нашем ДОУ природоохранные акции приурочены к датам, событиям: например Новый год, День Земли, День птиц и другие.

Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

- в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

- акции - это «игра-всерьёз». Результаты акции значимы для детей и взрослых;

-обязательные составляющие акции : детская самостоятельность (при поддержке взрослых, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

Педагогический смысл акций заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом. (2)

План-конспект сценария экологической акции (на конкурс агитбригад) с использованием информационных технологий в подготовительной группе.

Тема: «Человек - природе друг».

Цель:

формирование экологического сознания детей дошкольного возраста, посредством агитационной работы.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие» :

-формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, причинах и следствиях взаимодействия человека с природой;

-формирование первичных представлений о малой родине, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» :

-привлечение внимания воспитанников старшего дошкольного возраста к проблемам охраны окружающей среды;

-популяризация бережного отношения к природе среди детей дошкольного возраста, вовлечение в активную природоохранную деятельность;

ОО «Речевое развитие» :

привлечение детей к участию в ситуациях речевого общения, вызывающих необходимость рассказывать о собственной позиции;

использования элементарных форм речи : рассуждения, доказательства в стихотворной форме;

- использование форм объяснительной речи (уметь объяснять сверстникам и

младшим детям правила поведения в общественных местах и на природе);

ОО «Художественно-эстетическое развитие» :

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания

мира природы;

Материалы и оборудование:

Эмблема «Натуралисты из «Весточки».

Интерактивная доска.

Медиапроектор.

Костюмы для «туристов» и «активистов», галстуки.

Ноутбук.

Имитированное дерево.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Природа- это дом, в котором мы живём

И в нём шумят леса, текут и плещут реки.

Под сводом голубым, под солнцем золотым

Хотим мы в этом доме жить вовеки!

Но не все люди берегут нашу землю.

Посмотрите, как ведут себя в лесу некоторые туристы.

Мини-сценка «Туристы»

(группа детей входят в зал под звуки природы (пение птиц, шум ветра и т. д., останавливаются и имитируют привал, читая стихи)

1й турист: Сегодня мы пришли гулять.

Благо лес - рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад

2й турист: Свежий ветер возбудит

Наш здоровый аппетит!

А пакеты, банки-склянки-

Лес большой - он всё вместит!

Лес, он чей? -Ничей!

3й турист : Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают.

Жги и лей, руби и бей!

Урны нет- неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

4й турист: Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем,

В речку скинем все бутылки.

В море пусть плывут посылки!

5й турист: Мы- цари! Молчи, природа!

Всё здесь наше- лес и воды!

Выходят активисты под музыку (заставка к передаче «В мире животных»)

1й активист: Постойте, так вести себя нельзя!

5й турист: А вы кто такие, ребята?

Представление команды:

Активисты (хором) :

Мы- «Натуралисты из «Весточки».

Наш девиз: «Знает каждый, ты и я-

природу обижать нельзя

1й активист:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

2й активист:

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил веселый летний дождь.

3й активист:

Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

4й активист:

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей.

Все, что зовется Родиной твоей!

Дети переходят к экрану.

5й активист: Посмотрите, какие правила мы выполняем:

(просмотр слайдов)

1й слайд:

1й активист: Не разжигай в лесу костра –

На этом месте долго не растет трава.

2й слайд:

2й активист: Разорить муравейник не труд,

Но вредители лес сожрут!

Запомни и млад и стар-

Муравей – лесной санитар.

Будь бережлив и зорок,

Мал муравей да дорог!

3й слайд:

3й активист: Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своём жилище птица.

Она в гнезде спокойная тогда,

Когда над рощей буря злится.

Не разоряйте птичьего гнезда!

4й слайд

4й активист: Никогда не забывай мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Бабочки пускай летают- ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

5й слайд

5й активист:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай прыгай и играй, только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

1й активист: Присоединяйтесь к нам, друзья!

Должна быть чистою земля!

2й турист: Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету!

Ведущий:

-Давайте, ребята, примем туристов в наши ряды и повяжем им такие же галстуки как у нас.

Вручение туристам галстуков.

Ведущий:

-Предлагаем создать своё экологическое памятное дерево. Вешая листочек на веточку, мы произнесё м слова клятвы:

-клянусь не разорять птичьего гнезда,

-клянусь не сорить в лесу,

-клянусь не ломать ветки,

-клянусь не рвать цветы,

-клянусь не ловить бабочек, жучков и т. д.

Ведущий: Самое время, ребята, узнать, что вы знаете о природе.

Поиграем в игру «Засели полянку» на интерактивной доске. Я буду загадывать загадки, а вы отгадки-картинки перемещаете на «полянку».

(Загадки о насекомых, птицах, растениях).

Ведущий:

- А теперь споём вместе песню. Подпевайте нам, ребята.

(На мотив песни из м/ф «Бременские музыканты»)

Ничего на свете лучше нету,

Чем спасти от гибели планету,

Будет лес любимый свеж и зелен,

Эту радость мы с тобой разделим.

Береги ты все живое рядом.

И на всё смотри хозяйским взглядом.

Знают даже маленькие дети-

Должен быть порядок на планете.

Пусть вода всегда в реке струится,

Пусть всегда поют над нами птицы,

И природе сами мы поможем,

Эту радость мы с тобой умножим.

Ведущий: До свидания, ребята. Мы еще не раз с вами встретимся на лесных дорожках.

Заключение

Итак, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Различные экологические акции и проекты могут и помогают сформировать у детей экологическую культуру, развивают экологическое сознание, мышление, экологической, способствуют формированию ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека. (3)

Список литературы:

Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. / Рыжова Н. А. М. : Карапуз, 2000.

Рыжова, Н. А. Наш дом - природа. / Рыжова Н. А. М. : Карапуз, 2005.

Николаева, С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. / Николаева С. Н. М., 2002.

Публикации по теме:

Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возрастаТеоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников Аннотация. В статье проанализированы понятия экологического образования и воспитания дошкольника. Рассмотрены средства, методы, а также.

Игры с разрезными картинками как возможность введения элементов экологического образованияИгры с разрезными картинками как возможность введения элементов экологического образования Уважаемые коллеги, конечно же, каждый из Вас использует в своей работе разрезные картинки. Разрезная картинка - это изображение, разделённое.

Конспект проведения занятия по методике экологического образования в средней группе «Глаза» Программное содержание Образовательные задачи: - знакомство со строением глаза - формирование представления о глазах различных животных.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как форма экологического воспитания» Чевушева Наталья Анатольевна Консультация для воспитателей «Проектная деятельность, как форма экологического воспитания». Экологическое.

Консультативно-методические пункты как вариативная форма дошкольного образования. Часть 2 1.2. Развитие вариативных форм дошкольного образования в Нижегородской области Позитивные тенденции развития системы образования (России,.

Консультативно-методические пункты как вариативная форма дошкольного образования. Часть 4 3. Модель организации консультативно-методического пункта в ДОУ Консультативно-методический пункт для родителей, созданный на базе ДОУ,.

Программа дополнительного образования — экологического кружка «Знайки» — подготовительной группы Программа дополнительного образования – экологического кружка «Знайки»- подготовительной группы. “Человек, овладевший экологической.

Экскурсия в музей как форма воспитания и образования ребёнка дошкольного возрастаЭкскурсия в музей как форма воспитания и образования ребёнка дошкольного возраста Экскурсия в музей как форма воспитания и образования ребёнка дошкольного возраста. 11 октября ребята из подготовительной группы «Дружба».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников
Опубликовано: 21 марта 2017 в 09:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Колбешина Анна (УИ 126025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД