Галина Шерстнёва
Консультативно-методические пункты как вариативная форма дошкольного образования. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
1.2. Развитие вариативных форм дошкольного образования
в Нижегородской области
Позитивные тенденции развития системы образования (России, Нижегородской области) :
востребованность дошкольного образования родителями;
видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений (организаций);
разнообразие спектра образовательных услуг, предоставляемых учреждениями (организациями);
общая тенденция к функционированию и развитию вариативных форм дошкольного образования.
Публикация «Консультативно-методические пункты как вариативная форма дошкольного образования, Часть 2» размещена в разделах
В настоящее время в системе дошкольного образования Нижегородской области реализуются следующие вариативные формы организации дошкольного образования :
муниципальные ДОО;
- семейный детский сад;
частное образовательное учреждение;
гувернерские службы в семье;
группы кратковременного пребывания детей;
группы конфессиональной направленности (духовно-нравственное воспитание детей на традициях отечественной культуры и др.).
Теоретико-методологическая база проблемы разработки вариативных форм дошкольного образования в Нижегородской области — научная концепция «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» под обшей редакцией доктора психол. наук, академика В. И. Слободчикова. Большое внимание уделяется вариативным формам организации предшкольного образования (5-7 лет). Относительно данной возрастной категории речь в концепции идет именно как о «дошкольной образовательной группе», а не как о классах раннего развития при школах.
Негативные тенденции развития вариативных форм дошкольного образования :
несоответствие нормативно-правовой базы документам, регламентирующим образовательную деятельность в условиях вариативных форм дошкольного образования;
непродуманность финансового обеспечения вариативных организационных форм;
отсутствие полной картины мониторинга вариативных форм дошкольного образования (количество детей в отдельно взятых районах, количественный и качественный анализ форм организации, содержания, ресурсного, в том числе, методического, обеспечения, состава образовательного ценза педагогов, работающих с детьми, и пр.);
отсутствие у педагогов, занимающихся с детьми, специальной подготовки для работы в сфере образования в условиях вариативных организационных форм.
Кафедрой управления дошкольным образованием ГБОУ ДПО НИРО в настоящее время завершается обобщение опыта экспериментальной и инновационной деятельности образовательных организаций Нижегородской области по проектированию и внедрению в образовательную практику вариативных форм дошкольного образования. Результатом этой работы станет сборник методических материалов «Развитие вариативных форм дошкольного образования в контексте актуального запроса семьи», издание которого предусмотрено Планом-графиком действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Нижегородской области.
Все то разнообразие вариативных форм дошкольного образования, которые на сегодняшний день реализуются в Нижегородской области, мы посчитали возможным сгруппировать следующим образом :
1. Вариативные модели образовательной деятельности в условиях ДОУ полного дня.
2. Вариативные модели образовательной деятельности в условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ.
3. Вариативные модели психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания.
4. Альтернативные формы дошкольного образования на основе сетевого взаимодействия и социального партнерства.
Вариативные модели образовательной деятельности в условиях ДОУ полного дня:
Безусловным лидером в развитии вариативных форм дошкольного образования в условиях ДОУ полного дня является МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 20 Нижегородского района города Нижнего Новгорода.
Коллективом этой дошкольной образовательной организации разработана система комплексного сопровождения и поддержки семей микрорайона с детьми от 2-х до 7 лет на базе ДОУ, которая включает:
различные варианты групп кратковременного пребывания разной направленности (группа выходного дня «Мама+Я» (2-4 года, группа вечернего пребывания (3-6 лет, группа кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом (4-7 лет);
«Клуб родительской взаимопомощи»;
домашняя форма обучения детей с ОВЗ;
индивидуальная коррекционная помощь детям с проблемами в развитии, Лекотека;
система дополнительного образования.
В коррекционно-развивающей работе используется технология биологически обратной связи (технология БОС).
Вариативные модели образовательной деятельности в условиях кратковременного пребывания детей в ДОУ
Группа кратковременного пребывания для детей с комплексными нарушениями в развитии (МБДОУ детского сада комбинированного вида № 452 «Родничок» Московского района г. Н. Новгорода)
Группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (Муниципальное автономное дошкольное учреждение Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» р. п. Красные Баки)
Группа кратковременного пребывания для неорганизованных детей раннего возраста (МБДОУ детский сад № 49 «Светлячок» Советского р-на г. Нижнего Новгорода).
Группа выходного дня как инновационная модель сопровождения детей и родителей в условиях социокультурного пространства (МБДОУ детский сад «Колокольчик», Сосновский район).
Организация работы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг (во многих учреждениях Нижегородской области).
Вариативные формы работы с неорганизованными детьми (МАДОУ центр развития ребенка - детский сад № 453 Ленинского р-на г. Нижнего Новгорода) : оздоровительная секция «Дельфинчик», школа молодых мам «Весте с мамой», «Веселая физкультура (фитнес)», «Творческая мастерская», «Плаваю с мамой».
Центр поддержки развития ребенка при ДОУ (опыт работы МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №456 «По щучьему велению» Сормовского р-на г. Нижнего Новгорода).
Вариативные модели психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания
Семейный детский сад как структурное подразделение ДОО (Структурное подразделение Семейный детский сад МБДОУ Детский сад № 6 «Аленка» г. Навашино).
Консультативный пункт (консультационный центр) при ДОУ - одна из форм оказания социальных услуг населению по вопросам образования, воспитания, оздоровления, коррекции физического и психического здоровья детей (консультационный центр «Здоровье детей в наших руках» учреждение детский сад комбинированного вида № 404 «Ростки» Советского района, г. Нижнего Новгорода).
Районный центр психолого-медико-педагогической поддержки неорганизованных детей с ОВЗ от 0 до 7 лет и их родителей (МБДОУ детского сада комбинированного вида № 452 «Родничок» Московского района г. Нижнего Новгорода).
Семейный клуб «Счастливый малыш» в ДОУ – как вариативная форма работы с родителями детей, не посещающих ДОУ (МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 62 Автозаводского р-на г. Нижнего Новгорода).
Семейные клубы «Будь здоров!» (МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №456 «По щучьему велению» Сормовского р-на г. Нижнего Новгорода).
4. Альтернативные формы дошкольного образования на основе сетевого взаимодействия и социального партнерства
Дошкольная группа в условиях общеобразовательной школы (МБОУ СОШ № 29 г. Н. Новгород).
Реализация частичного инклюзивного подхода в ДОУ посредством сетевой формы взаимодействия (МБДОУ №122 и МБДОУ № 17 Автозаводского района города Нижнего Новгорода).
«Социальное партнёрство» как вариативная форма дошкольного образования (МБОДУ № 116 Автозаводского р-на г. Нижнего Новгорода).
Нормативно-правовое обеспечение деятельности вариативных форм дошкольного образования
Вариативные формы дошкольного образования проектируются образовательной организацией самостоятельно, исходя их социального запроса населения ближайшего микросоциума на образовательные услуги и в соответствии с ресурсными возможностями организации (материально-техническое, кадровое, программно-методическое обеспечение).
Внедрение в образовательную практику вариативных форм дошкольного образования требует наличия в образовательной организации определенного комплекта локальных актов. Это:
приказы заведующего образовательной организации, касающиеся различных аспектов организации образовательной деятельности в условиях вариативной формы дошкольного образования;
Положение о вариативной форме дошкольного образования;
изменения и/или дополнения в должностные инструкции;
расписание работы нового структурного подразделения образовательной организации;
план-график работы специалистов;
договор между ДОО (в лице руководителя) и родителями (законным представителем) ребенка;
Годовой план работы;
рабочая документация (в соответствии со спецификой функционирования вариативной формы). Например: Журнал предварительной записи, Журнал учета обращений, анкеты для родителей, листы обследования ребенка специалистами, Индивидуальный маршрут развития ребенка и т. д.);
отчеты о работе за учебный год.
Кадровое обеспечение вариативных форм дошкольного образования.
Для работы в новых структурных подразделениях ДОО назначаются педагоги, имеющие высшую и первую квалификационные категории, в соответствии «Квалификационным характеристикам должностей работников образования» (утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г. Регистрационный № 18638, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240). Специалисты должны иметь диплом о законченном профессиональном образовании, в соответствии с «Профессиональным стандартом педагога».
Материально-техническое обеспечение реализации вариативных форм дошкольного образования
Новые структурные подразделения могут открываться в отдельных функциональных помещениях ДОУ (Лекотека, группа кратковременного пребывания для детей со сложными дефектами, дошкольные группы в общеобразовательной школе и др.).
Открытие некоторых вариативных форм дошкольного образования не требует выделения специальных помещений (группа вечернего пребывания группа выходного дня, семейный клуб и др.). В этом случае используется материально-техническая база образовательной организации – во время, свободное от организации образовательной деятельности с основным контингентом обучающихся. (График использования функциональных помещений утверждается заведующим.)
Программно-методическое обеспечение деятельности вариативных форм дошкольного образования
В условиях вариативных форм дошкольного образования образовательная деятельность может быть организована на основе:
реализации адаптированного варианта основной образовательной программы дошкольного образования, которая используется в образовательной организации,
или на основе отдельной образовательной программы, которая разрабатывается и утверждается коллективом ДОО непосредственно для данного структурного подразделения.
Содержание образовательных программы определяется спецификой деятельности той или иной вариативной формы дошкольного образования. Индивидуальный маршрут развития ребенка (в случае необходимости) разрабатывается на основе основной образовательной программы, которая реализуется в структурном подразделении образовательной организации.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564). (П. 3.2.9. ФГОС ДО.)
Финансовое обеспечение реализации вариативных форм дошкольного образования
Новые структурные подразделения, реализующие различные вариативные формы дошкольного образования, могут открываться в образовательных организациях на возмездной основе (группы подготовки к школе, группы для детей раннего возраста и их родителей, дополнительные платные образовательные услуги и др.).
Деятельность по оказанию дополнительных услуг в учреждениях образования - требование времени. ФГОС дошкольного образования предусматривает «обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей».
Комментарии к разделу II пункта 2.5. ФГОС дошкольного образования поясняют : «Реализация Программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам».
Наиболее благоприятные возможности для организации вариативных форм дошкольного образования на платной основе создаются в условиях автономных образовательных учреждений и в негосударственном секторе дошкольного образования.
Однако особую социальную значимость в современных непростых социально-экономических условиях приобретает внедрение вариативных форм дошкольного образовании на бесплатной основе. Особо это актуально для детей с ОВЗ, детей-инвалидов (Группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», домашняя форма обучения, Лекотека, индивидуальная корррекционно-развивающая помощь и др.). Другое направление организации вариативных форм дошкольного образования на безвозмездной основе – психолого-педагогическая поддержка семейного воспитания (консультационные центры, семейные клубы, родительские клубы, родительские клубы, реализация частичного инклюзивного подхода на основное сетевого взаимодействия и др.).
В этом случае специалисты оказывают услуги в рамках своего рабочего времени, что требует от руководителя рациональной организации режима труда сотрудников образовательной организации.
Еще один вариант бесплатного функционирования вариативных форм дошкольного образования - социальное партнерство и сетевое взаимодействие (по различным направлениям образовательной деятельности).
Трудности функционирования вариативных форм дошкольного образования
Трудностей функционирования уже действующих и проектиирования новых вариативных форм дошкольного образования в практике образовательных организаций Нижегородской области немало. Среди наиболее общих трудностей можно назвать следующие:
необходимость проведения маркетинговых исследований при недостаточном знании многими руководителями маркетинговых технологий;
изменения законодательной базы дошкольного образования, на основе которой разрабатываются вся нормативно-правовая документация;
сложности в составлении сметы расходов и доходов, разработке нормативов затрат на образовательную деятельность и нормативов оплаты труда педагогов,
недостаток в образовательных организациях свободных помещений для открытия новых структурных подразделений,
дефицит квалифицированных педагогических кадров,
необходимость разработки программно-методического обеспечения образовательной деятельности в условиях вариативных форм дошкольного образования;
в случае работы с детьми с ОВЗ и, прежде всего. с детьми-инвалидами – необходимость тесного взаимодействия с родителями, которые должны стать первыми помощниками педагога, «группой сопровождения» коррекционно-развивающей деятельности.
Однако несмотря на все неизбежные трудности, организация вариативных форм дошкольного образования имеет большую социальную значимость, так как позволяет обеспечить реализацию права каждого ребенка на получение качественного дошкольного образования в соответствии с его индивидуальными образовательными потребностями, особенностями развития, интересами склонностями. С другой стороны, частично решается проблема нехватки мест в ДОУ полного дня.
Для самой образовательной организации внедрение вариативных форм дошкольного образования - это :
- Повышение статуса ДОО.
- Источник получения дополнительных финансовых средств.
- Возможность профессионального роста специалистов ДОО.
- Охват образовательными услугами большего количества детей.
- Возможность улучшить материально-техническую базу ДОО.
- Возможность наладить партнерские отношения с родителями.
Трудности развития вариативных форм дошкольного образования
Проблемы в развитии вариативных форм дошкольного образования :
отсутствие готовности руководителей ДОО к развитию вариативных форм дошкольного образования;
проблема разработки руководителем учреждения новой нормативно-правовой и организационной документации для функционирования вариативных форм дошкольного образования;
сложность выбора образовательной программы, соответствующей одновременно условиям организации и запросам родителей (законных представителей);
потребность руководящих и педагогических кадров в системном обучении работе в условиях новых форм дошкольного образования.
Таким образом, «проблема состоит в недостатке вариативных организационных форм дошкольного образования, в их правовом и финансовом обеспечении.» (В. И. Слободчиков)