Получи документы

Консультативно-методические пункты как вариативная форма дошкольного образования. Часть 4

Галина Шерстнёва
Консультативно-методические пункты как вариативная форма дошкольного образования. Часть 4

3. Модель организации консультативно-методического пункта в ДОУ

Консультативно-методический пункт для родителей, созданный на базе ДОУ, является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста (см. рис. 1, таблица 1).

Описание механизма реализации модели консультативно-методического пункта

Этапы Организация работы Ответственные Потребитель Ресурсы

Подготовительный

(аналитико- прогностический) 1. Изучение возможности для организации КП.

Публикация «Консультативно-методические пункты как вариативная форма дошкольного образования, Часть 4» размещена в разделах

2. Изучение Положения о работе консультативного пункта.

3. Изучение спроса родителей на организацию консультативного пункта.

4. Разработка плана работы консультативного пункта.

5. Создание пакета документов, регулирующих работу консультативного пункта.

6. Информационное оповещение через сайт ДОУ Заведующий ДОУ,

зам. зав по ВМР Педколлектив ДОУ ДОУ

Основной

(внедренческий) 1. Работа по созданию клиентской базы (сайт ДОУ).

2. Ведение соответствующей документации Специалисты ДОУ Родители и дети, не посещающие ДОУ ДОУ

Заключительный

(обобщающий) 1. Мониторинг результативности работы консультативного пункта в ДОУ.

2. Обобщение опыта Заведующий ДОУ,

зам. зав по ВМР Родители и дети, не посещающие ДОУ, педагогический коллектив ДОУ

Цели и задачи функционирования консультативно-методического пункта

Консультативно-методический пункт создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания методической и консультативной помощи родителям (законным представителям, дети которых посещают и не посещают ДОУ, поддержки всестороннего развития личности детей.

Основными задачами консультативного пункта являются :

- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям 5-7 лет, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

- обеспечения взаимодействия между образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей)

Работа консультативно-методического пункта способствует повышению удовлетворенности родителей воспитанников деятельностью ДОУ, поскольку они рассматриваются как потребители муниципальной услуги, и отношения с ними строятся на принципах социального партнерства. Соответственно, консультативно-методический пункт позволяет обеспечивать постоянное высокое качество в системе воспитания и развития детей дошкольного возраста, а также совершенствовать процессы оказания муниципальной услуги дошкольного образования населению г. Первомайска.

Реализация целей и задач родительского образования через консультативно-методический пункт

Определены основные цели и задачи родительского образования в ДОУ, осуществляемые через консультативно-методический пункт :

1. Формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления.

2. Содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и ДОУ.

3. Содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье.

4. На основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка содействовать освоению родителями навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации.

5. Показать специфическую особенность семейного воспитания.

6. Определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка.

Организация деятельности консультативно-методического пункта

Основными формами деятельности консультативно-методического пункта являются консультации, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей, диагностические обследования дошкольников специалистами ДОУ.

Консультативно-методический пункт осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам:

- просвещение родителей (законных представителей)информирование родителей, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;

- диагностика развития ребенка - психолого-педагогическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка;

- консультирование (психологическое, социальное, педагогическое)информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций.

- проведение коррекционных и развивающих занятий на основе индивидуальных особенностей развития ребенка, направленных на обучение родителей организации воспитательного процесса в условиях семьи.

Для оказания помощи семье специалисты консультативного пункта могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др.

Работа с родителями (законными представителями) и детьми в консультативно-методическом пункте на базе МАДОУ д/с «Березка» г. Первомайска проводится в различных формах : подгрупповых, индивидуальных. Консультативный пункт работает 3 раз в неделю вечерние часы.

Организация методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: старшего воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда.

Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно. Для фиксирования деятельности консультативного пункта ведется следующая документация:

– журнал регистрации обращений;

– журнал посещаемости консультаций и т. д. ;

– расписание консультативного пункта, заверенное руководителем ДОУ.

Непосредственное руководство консультативным пунктом осуществляется заведующим ДОУ или лицом, назначенным его приказом.

Правовой основой деятельности консультативного пункта являются :

• Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция РФ;

• Семейный кодекс РФ;

• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

• Закон РФ от 21.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

• Инструктивно-методическое письмо Министерства образования России «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке для детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Основными принципами работы консультативно-методического пункта ДОУ являются добровольность и компетентность.

Отношения родителей (законных представителей) воспитанников и специалистов консультативного пункта ДОУ строятся на основе сотрудничества и уважения к личности ребенка.

Для обеспечения деятельности консультативного пункта ведется следующая документация:

• Положение о консультативно-методического пункте для родителей (законных представителей) воспитанников и детей, не посещающих ДОУ;

• Приказ об открытии консультативно-методического пункта;

• Годовой план работы консультативно-методического пункта;

• График работы консультативно-методического пункта специалистов ДОУ.

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) воспитанников в консультативно-методического пункте строится на основе интеграции деятельности специалистов: заместителя заведующей по воспитательной и методической работе, учителей-логопедов, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, работников пищеблока, старшей медицинской сестры.

Консультативно-методического пункт функционирует бесплатно, его могут посещать родители и дети, не посещающие и посещающие детский сад.

Организация образовательного процесса консультативно-методического пункта

Содержание образовательного процесса консультативно-методического пункта определяется утвержденными программами, технологиями, творческими разработками педагогов для обеспечения индивидуального, личностно-ориентированного развития детей.

Участниками образовательного процесса являются дети, родители (законные представители) воспитанников, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, администрация.

Работа с родителями (законными представителями) воспитанников и детьми в консультативно-методическом пункте проводится в различных формах : подгрупповых, индивидуальных. Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей) воспитанников.

В консультативно-методического пункте проводятся следующие виды мероприятий:

«Круглый стол» по любой теме; тематические выставки; соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

консультации специалистов;

– устный журнал для родителей с разными темами на каждой странице;

– почта доверия, телефон доверия;

– интервью с родителями и детьми на определенные темы;

– родительская гостиная;

– портфолио семейного успеха;

– аукцион секретов воспитания и др.

Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей :

– открытость детского сада для семьи;

– сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

– создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

– диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Организация работы консультативно-методического пункта проходит три этапа.

Подготовительный этап или нормативно-установочный, предусматривает следующие виды деятельности:

– разработка положения о консультативно-методическом пункте;

консультации для воспитателей «Система взаимодействия педагогов и родителей в рамках работы ДОУ»;

– составление перспективного плана работы консультативно-методического пункта;

– детальный анализ всех аспектов сотрудничества ДОУ с семьей, определение целей и задач, обсуждение вопросов.

В ходе основного этапа (деятельно-технологического) проводятся различные мероприятия для родителей и детей:

1. Создается банк диагностического материала.

2. Планируется работа каждого направления консультативного пункта.

3. По запросам родителей педагогами и специалистами ДОУ проводятся индивидуальные консультации.

4. Создаются информационные стенды.

5. Ведется консультирование через сайт ДОУ. «Интернет- содействие» – это система вовлечения Интернет-ресурсов в повышение качества образования, развитие партнерства, формирование семейных сайтов, информирование о деятельности ДОУ и популяризация опыта – представление статей.

Необходимо отметить, что тематика встреч с родителями варьируется в зависимости от запросов родителей.

Завершающий этап предполагает создание апробированной программы консультативного пункта; сбор и обработку данных, определение основных направлений сотрудничества педагогов и родителей. Подведение итогов обязательно в конце каждого этапа, фиксируется его оценка родителями, степень их удовлетворенности работой коллектива ДОУ.

Это позволит определить эффективность деятельности консультативного пункта.

Учитывая, что современные семьи достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, мы ставим перед собой задачу: активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.

Преимущества новой формы взаимодействия ДОУ с семьей

Преимущества новой формы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:

• Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой формы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей в форме консультативно-методических пунктов :

Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Заключение

Таким образом, вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Необходимо особо отметить тот факт, что процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы оказали влияние на характер взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Анализ сложившейся ситуации в системе образования, по затронутой проблеме, показывает, что в настоящий момент сократился рост очередности в дошкольные учреждения, возрос родительский интерес к данным учреждениям.

Ожидаемые результаты от введения вариативных форм образования в дошкольном учреждении :

повысится качество и доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства и доходов родителей;

сложится культурный образ дошкольного детства как главный ресурс развития всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего, что позволит содержательно определить его место в структуре возрастной стратификации общества;

осуществятся институциональные преобразования системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия учреждений;

гибкость и многофункциональность структуры дошкольного образования обеспечится оптимальным взаимодействием различных сфер жизнедеятельности г. Первомайска Нижегородской области;

содержание, современные технологии и модели инновационной образовательной инфраструктуры обеспечат полноценное личностное развитие ребенка, оптимизируют преемственность дошкольного и начального общего образования;

определятся новые подходы к экономическому обеспечению развития инновационной системы дошкольного образования;

оптимизируется нормативно-правовое регулирование инновационным преобразованием системы дошкольного образования;

на основе компетентностного подхода сформируется система мониторинга оценки качества инновационной деятельности специалиста и гибкая система профилей его подготовки и переподготовки;

сложится общественно-государственная система управления качеством дошкольного образования.

Литература

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М. ,2001.

2. Белая К. Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. 1990, №12. с. 27

3. Белоусова Р. Ю. Технология развития вариативных форм дошкольного образования в Нижегородском регионе / Р. Ю. Белоусова // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - М., 2011. - № 4.

4. Белоусова Р. Ю. О решении проблемы развития вариативных форм дошкольного образования в Нижегородской области / Р. Ю. Белоусова // Педагогическое обозрение. - 2008. - №2-3. - С. 144-152.

5. Вариативность дошкольного образования и развитие сети дошкольных образовательных учреждений. М., 2008.

6. Власенко, О. П. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа / О. П. Власенко, Т. В. Ковригина, В. Н. Мезенцова, О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2012.

7. Винникова, Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

8. Винникова, Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

9. Горюнова, Т. М. Развитие детей раннего возраста: анализ программы дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

10. Громова, О. Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста :методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

11. Данилина Т. А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002. №4. с. 110-114.

12. Дошкольное образование как ступень системы общего образования. Научная концепция / В. И. Слободчиков и др. ; Институт развития дошкольного образования РАО. - М., 2005.

13. Зверева О. Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. №4. с. 100-110.

14. Забаровская, Ю. И. Шаг за шагом. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста : методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.

15. Кихтева, Е. Ю. Рисуют малыши : игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.

16. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.

17. Колдина, Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет : конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.

18. Печорва, К. Л. Развиваем детей раннего возраста : современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

19. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М. : Новая школа, 1996.

20. Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.

21. Панов А. И. Проектная и экспертная работа в образовании. Томск, 1998.

22. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования (пособие для педколлективов дет. садов и родителей: сборник) / под ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой. – М. : Обруч, 2010.

23. Разработка региональных программ развития системы дошкольного образования : Методические рекомендации / Авт. -сост. Е. И. Агаркова, С. В. Загребельная, И. В. Клемешова, А. П. Самородова, Г. А. Шешерина; под общ. ред. Н. Г. Астафьевой. - М. : Аркти, 2010. - 72 с. (Управление ДОУ)

24. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М., 2004.

25. Социальное партнерство детского сада с родителями : сборник материалов / Сост. Т. В. Цветкова. – М. : ТЦ Сфера, 2013.

Образовательные Интернет — ресурсы

https://www.niro.nnov.ru ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

https://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки Российской Федерации

https://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»

https://www.school.edu.ru Российский общеобразовательный портал

https://www.openet.edu.ru Российский портал открытого образования

https://www.rost.ru Приоритетные национальные проекты

https://www.fcpro.ru Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы

https://edu.direktor.ru Практикум эффективного управления: библиотека по вопросам управления

https://www.rjm.ru Российский журнал менеджмента

https://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

https://www.ucheba.com Образовательный портал «Учеба»

https://dou.resobr.ru Справочник руководителя дошкольного учреждения

https://vospitatel.resobr.ru Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

https://www.solnet.ee Детский портал «Солнышко»

https://www.kinder.ru Интернет для детей. Каталог детских ресурсов

https://www.detskiysad.ru Детский сад. ру

https://www.moi-detsad.ru/index.htm Всё для детского сада

https://www.ivalex.vistcom.ru Всё для детского сада. Методические рекомендации

https://edu.rin.ru/preschool/ Наука и образование. Дошкольное образование

https://zdd.1september.ru Газета «Здоровье детей»

https://dob.1september.ru Газета «Дошкольное образование»

https://sdo-journal.ru Журнал «Современное дошкольное образование»

https://www.murzilka.org Журнал «Мурзилка»

https://www.lukoshko.net/index.shtml Лукошко сказок

https://babyroom.narod.ru/index.html Babyroom. Для любимых малышей

https://www.lexed.ru/pravo/journ/ Журнал «Право и образование»

https://www.vestniknews.ru Журнал «Вестник образования России»

https://www.ipo.spb.ru/journal/ Журнал «Компьютерные инструменты в образовании»

https://www.e-joe.ru Журнал «Открытое образование»

https://pedsovet.org Всероссийский интернет-педсовет

https://periodika.websib.ru Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы

https://www.school2100.ru/program/

program_pre.html Образовательная система «Школа 2100». Дошкольное образование

https://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей

«Открытый урок»

https://window.edu.ru Единое окно доступ к образовательным ресурсам

https://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com Сеть творческих учителей

https://www.nachalka.info/kids/ Дошколятам. Подготовка к школе

https://www.sdetmi.ru Скоро в школу

https://doshkolnik.ru Дошкольник. ру

https://www.kindereducation.com Дошколенок

https://www.center-sozvezdie.ru Детский центр «Созвездие»

Публикации по теме:

«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка в контексте ФГОС дошкольного образования В связи с введением ФГОС ДО меняются подходы организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность.

Методические рекомендации для педагогов. «Семейная гостиная-эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи» Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин: 1. Тесная эмоциональная связь ребенка.

Методические рекомендации по составлению программы дополнительного образования. Методические рекомендации по составлению программы дополнительного образования. Титульный лист. Укажите полное наименование вашего учреждения,.

Музыкальная гостиная как вариативная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры детей дош 1 слайд Дошкольный возраст - это период пробуждения и расцвета творческих и эмоциональных особенностей детей. Сегодня не вызывает сомнения,.

Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Речевой фитнес» (часть 1) Содержание 1. Целевой раздел: 1.1. Пояснительная записка…. ….2 1.2. Цели и задачи деятельности по реализации программы дополнительного.

Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Речевой фитнес» (часть 1) Содержание 1. Целевой раздел: 1.1. Пояснительная записка…. ….2 1.2. Цели и задачи деятельности по реализации программы дополнительного.

Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Речевой фитнес» (часть 2) 2. Содержательный раздел 2.1. Перспективный план работы кружка Месяц Сентябрь Задачи раздела 1)Развитие артикуляционной моторики. 2)Развитие.

Программа кружка. Вариативная часть: Театральная деятельность. Вариативная часть: Театральная деятельность. Пояснительная записка Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких.

Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида города Зеи Тема. Экологическая.

Экскурсия в музей как форма воспитания и образования ребёнка дошкольного возрастаЭкскурсия в музей как форма воспитания и образования ребёнка дошкольного возраста Экскурсия в музей как форма воспитания и образования ребёнка дошкольного возраста. 11 октября ребята из подготовительной группы «Дружба».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультативно-методические пункты как вариативная форма дошкольного образования. Часть 4
Опубликовано: 2 января 2017 в 14:22
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультативно-методические пункты как вариативная форма дошкольного образования. Часть 4» (включая файлы) размещена пользователем Галина Шерстнёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД