Марина Марченко
Статья «Преемственность в работе ДОУ и школы»
▼ Скачать + Заказать документы
М. А. Марченко,
воспитатель дошкольной группы
МКОУ «Большегалкинская СОШ»
с. Большая Галка
Преемственность – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов образования, педагогов и родителей. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных этапов опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность образования на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка. Педагогический процесс – целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя, учителя, психолога и родителей.
Публикация «Статья „Преемственность в работе ДОУ и школы“» размещена в разделах
Сегодня осуществляется пересмотр действующих программ дошкольного образования с целью исключить из них повторения части учебного материала, изучаемого в школе. Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании концепции непрерывного образования. Эта концепция ориентирована на взаимосвязь дошкольного и начального школьного образования и предполагает решение следующих приоритетных задач ступеней детства:
- приобщение к здоровому образу жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие
его положительного мировосприятия;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности,
способности к творческому самовыражению;
- стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой
активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;
включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и
детьми разного возраста);
- формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим
миром;
- развитие желания и умения учиться, формирования готовности к
образованию в основном звене школы и самообразованию;
- совершенствование достижений дошкольного развития;
- специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном
детстве качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случае
опережающего развития или отставания.
Одним из направлений взаимосвязи двух образовательных ступеней является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть трудности возникающие в процессе обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие задачи могут успешно решаться в условиях разностороннего взаимодействия детского сада и школы, если ДОУ выступает в качестве открытой готовой к диалогу со школой и общественностью воспитательно-образовательной системой.
Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то время школа как преемник дошкольной ступени учитывает достижения ребенка-дошкольника и строит свою педагогическую деятельность, опираясь на его индивидуальный потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематичному обучению в школе. Существует такая практика и в нашей дошкольной группе. Эффективная форма взаимодействия посещения открытых занятий и уроков, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немаловажными являются связи с другими учреждениями – сотрудничество с родительским комитетом, с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками, посещение школы детьми подготовительной группы.
Большую популярность приобрела «Родительская гостиная» при нашей дошкольной группе, где воспитатели, учителя начальных классов и родители собираются один раз в месяц для обсуждения конкретных вопросов по воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе с показом мастер-классов. Родители делятся проблемами по поводу развития своего ребенка, вместе с педагогами проблема разбирается и совместно принимается решение. Причем к родителям приходит понимание того, что подготовка к школе начинается не за год до школы, а с раннего дошкольного возраста. Указанные виды работ ориентированы на обеспечение естественного перехода дошкольника из детского сада в школу, педагогической поддержки новой социальной ситуации.
Изучение воспитателем программы 1 класса и программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста учителем должно основываться на ознакомлении с общей концепцией детского сада и школы, их целями, задачами и конкретным содержанием. Это определяет необходимый уровень развития, который ребенок должен достичь к концу дошкольного возраста, тот объем знаний и умений, который нужен ему для освоения чтения, письма и математических знаний.
Посещение воспитателями уроков в школе, а учителем занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Так на основе анализа открытых уроков воспитатели могут предложить способы применения игровых методов, наглядных пособий, способствуя более тесной учебно-методической преемственности между детским садом и школой. Педагоги могут обмениваться педагогическими новинками в периодической печати.
В процессе анализа полученных результатов совместной деятельности достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении, обстановке в их семьях. Воспитатель длительное время наблюдает за ребенком и может дать учителю подробные сведения о его личностных качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, индивидуальных способностях, характере и темпераменте. Также он может дать рекомендации по выбору способов индивидуального подхода к ученику.
Не менее полезными являются формы коллективного обмена опытом, в частности совместные педагогические советы, методические объединения, тематические семинары, которые организует школа. Очень важны формы обмена опытом старших дошкольников и учащихся первых классов. Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются воспитанники детского сада и школы. Такие встречи актуализируют их любознательность, усиливают интерес к школе. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, манерам разговора, свободному общению, а школьники проявляют заботу о младших.
Таким образом, рассматривая разнообразные формы связи дошкольного и начального школьного образования как заинтересованных ступеней в современной подготовке к школе, мы приближаемся к решению проблемы преемственности детского сада и школы. Необходимость преемственности усиливается еще в большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание – первая ступень единой системы народного образования. Н. К. Крупская подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень…»
Литература
1. Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием // Справочник старшего воспитателя. №2, 2008г.
2. Преемственность между детским садом и школой // Справочник старшего воспитателя. №10, 2010г.
3. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Статья Е. Кудрявцевой.
4. Елжова Н. В. Методическая копилка для педагогов ДОУ. – Ростов на Дону: Феникс, 2009