Марина Гукова
Методика обучения детей разрешению проблемных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Методика обучения детей разрешению проблемных ситуаций
Проблемная ситуация может быть составлена взрослыми (педагогами, родителями) или заимствована из сборника, учебно-методического пособия, литературного произведения с учетом возможностей детей. Обстановка, создающая фон и способствующая активизации участников, также конструируется взрослыми. Разрешение же проблемной ситуации осуществляется детьми при помощи взрослого.
Публикация «Методика обучения детей разрешению проблемных ситуаций» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Рассмотрим последовательные этапы разрешения проблемной ситуации на примере игры «Как помочь повару», которая может быть предложена детям 4-5 лет. Ситуация направлена на понимание детьми того, что количество вещества не зависит от формы сосуда. Сюжет простой, жизненно значимый - приготовление пищи для детей. Проблема состоит в том, что весы сломаны (причина). Следствие - затруднение в определении количества гречневой крупы для каши. Но повар находит предварительное решение: предлагает три разные по форме и размеру банки и кружку (мерку). Затем он просит в каждую из банок насыпать по кружке крупы.
Проблема представлена и осмыслена детьми. Вопросы взрослого в данном случае направляют внимание детей на необходимость ее решения.
Следующий этап разрешения проблемной ситуации - выдвижение гипотез. Как правило, дети расходятся в своих взглядах на проблему. Педагог предлагает провести практическую проверку, что составляет следующий этап разрешения ситуации. У каждого из участников возникает свой вариант действий, которые необходимо осуществить. Это может быть система действий: высыпать крупу из каждой банки отдельно, насыпать в кружку и поочередно высыпать в банки; высыпать и вновь насыпать в банку крупу только из одного сосуда (отдельные связи ребенок устанавливает логически) и т. д. Далее следует коллективное обсуждение сложившейся практической ситуации и путей ее решения.
Анализируемая ситуация содержательна, вызывает интерес у детей. Но при этом имеет место увлечение процессом практического поиска. В силу этого проблема (определит ли повар то количество крупы, которое необходимо дня приготовления каши, не пользуясь весами) остается в тени. Для ее решения надо уметь определять вес крупы в кружке, общее количество крупы. Но для дошкольников это сложно.
Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнением и варьированием: за счет изменения сюжета, действующих лиц и данных; расширения поискового пространства и т. д. Дети участвуют в подобных изменениях проблемной ситуации. Поэтому вслед за обобщением результатов и подведением итогов должно следовать предложение педагога: «А что будет, если.» (изменяются первоначальные условия, обнаружится нехватка средств измерения, взвешивания и проч., увеличится количество, станет противоположной целевая установка и т. п.). Подобные приемы способствуют повышению интереса к проблеме, развитию мышления, инициативности.
Одним из средств технологий, направленных на накопление логико- математического опыта, является сюжетная логика-математическая игра, рассматриваемая в качестве аналога современного занятия. Для нее характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением).
Играя в логико-математические игры совместно со взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и соотношения предметов по форме, размеру, массе, расположению в пространстве; числа и цифры; зависимости увеличения и уменьшения на предметном уровне; порядок следования, преобразования; сохранение количества, объема, массы. При этом они осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические. Например, во время постройки дома (игра «Логический домик») ребенок, делая очередной ход, оказывается в условиях выбора связей между предметами, нарисованными на «кирпичах» (главном строительном материале). Это могут быть одинаковая (сходная) окраска, форма, назначение, смысл, принадлежность и проч. Соблюдение этажности строительства и требований к размеру дома предусматривает установление количественных отношений (математических связей).
Логико- математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. Естественно, можно говорить лишь о становлении предпосылок математических способностей дошкольников. К ним относят настойчивое стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявив инициативу и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно, не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Е. А. Носовой разработан соответствующий комплекс игр и упражнений:
• игры на выявление и абстрагирование свойств предметов (цвета, формы, размера, толщины);
• игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения;
• игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.
В ходе логико-математических игр допустимо свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, приближенность содержания к детскому опыту, сюжетность, что создает условия для самореализации. Играя, дети осваивают: средства и способы познания; соответствующую терминологию; логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний.
Этим обеспечивается вариативность представлений и применимость освоенных практических и мысленных действии в измененных условиях. В результате дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности, уверенными в своих силах. Для логико-математической игры характерны:
• наличие завязки-сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия;
• наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей;
• абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных свойств;
• овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки, операциями классификации и сериации;
• игровая мотивация и направленность действий, их результативность;
• наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи;
• возможность повторения логико-математической игры, усложнения содержания включенных в игру-занятие интеллектуальных задач;
• общая направленность на развитие инициативы детей.
Методика организации и проведения логико-математических игр
В предметно-игровой обстановке, идентичной сюжетной линии предстоящей игры, воспитатель сообщает участникам (детям) основной сюжет (завязку). Затем следует второй этап - развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Они:
• осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;
• овладевают системой познавательных действий (способов познания) : обследуют предметы, сравнивают, группируют и классифицируют, уравнивают;
• обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями.
Третий этап состоит в подведении итогов: «Чем вы занимались?», «Что было самым интересным?», «Что не понравилось? Итог обычно представлен:
• анализом жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;
• акцентированием внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры (сюжете, действиях);
• установлением сходства сюжета игры и известного литературного произведения;
• созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-математической игры.
Литература
1. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Под ред. т. Н. Ерофеевой. э-- М. : изд. дом «Воспитание дошкольника», 2002.
2. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. / Сост. : А. А. Смоленцева, о. В. Пустовойт, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
3. Математика - это интересно: Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических
представлений / Авт=сосг. : З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
4. Михайлова З. А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических играх. / Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
5. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М. : Просвещение, 1989.
7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
8. Полякова М. Н. Развитие творческой самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх. / Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
9. Полякова М. н., Михайлова З. А. и др. Первые шаги в математику. / Дошкольное воспитание, N~ 12, 2004.