Макарова Галина Владимировна
Понятие о круге детского чтения и читательских интересах детей
Формирование круга детского чтения как проблема существует давно. Еще в античную эпоху своего развития человек заботился о том, что могут и что не должны читать дети. Предметом внимания взрослых в первую очередь было содержание книг, читаемых младшим поколением. Уже тогда имелось устойчивое представление о том, что у детей и взрослых разный круг чтения.
Публикация «Понятие о круге детского чтения и читательских интересах детей» размещена в разделах
В России вопросы круга детского чтения были подняты в XVIII в. (Н. И. Новиков) и подробно разработаны в XIX веке в трудах В. Г. Белинского, Н. И. Чернышевского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Но до сих пор эта проблема остается сложной в методике детского чтения ввиду своей многоаспектности: человек, занимающийся вопросами детского чтения, должен обладать одинаково глубокими и разносторонними знаниями в области русского и зарубежного фольклора, русской и зарубежной детской литературы и детского чтения. Ему необходимо иметь хорошую педагогическую и психологическую подготовку.
Круг детского чтения (КДЧ) – это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети: «Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми. В круг детского чтения входят фольклор, детская литература, книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы)». Еще недавно творчество самих детей в КДЧ не включалось, впервые от этой традиции отказались И. Н. Арзамасцева и С. А. Николаева.
Круг детского чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения: от четырехстрочных пестушек и потешек на первом году до объемных романов-сказок на седьмом.
Содержание круга детского чтения зависит от следующих причин: 1) от возраста читателя, его пристрастий и предпочтений, так как уже в дошкольном детстве проявляется интерес ребенка к определенному жанру (сказка, определенному виду литературы (поэзия, к определенному автору или книге; 2) от знаний и представлений взрослого человека о детской литературе (чем шире и полнее они, тем интереснее детская книга будет преподнесена ребенку); 3) от состояния и уровня развития самой литературы; 4) от состояния фондов общественных и семейных библиотек. (чем полнее и разнообразнее они, тем правильнее можно будет сформировать круг детского чтения).
Круг детского чтения не может и не должен быть одинаковым для всех детей дошкольного возраста. Наряду с чтением в детском саду, содержание которого зависит от образовательной программы, выполняемой в дошкольном учреждении, существует домашнее, семейное чтение. Домашнее чтение - это «вариативная часть чтения, содержание которой зависит от образования, знания детской литературы, вкуса и возможностей родителей». Вариативность детского чтения играет положительную роль, так как способствует сохранению уникальности ребенка-читателя. Но при этом есть целый ряд произведений, ставших обязательными в кругу детского чтения, без которых нормальное дошкольное детство непредставимо. Это классические произведения, прошедшие взыскательную проверку многими поколениями читателей : народные сказки, произведения Ш. Перро, Х. К. Андерсена, К. И. Чуковского, юмористические рассказы Н. Н. Носова и В. Драгунского и другие. Не прочитанные вовремя, они не станут основой культурного развития личности ребенка.
Формирование круга детского чтения является серьезным теоретическим и практическим вопросом, требующим постоянного обновления. К его решению нельзя подходить только с педагогической точки зрения. Исходными при формировании круга детского чтения являются следующие подходы или принципы, сформированные в научно-методический и учебной литературе:
1) психологические принципы (учет возрастных особенностей детей; учет особенностей восприятия детей);
2) педагогические принципы (доступность; наглядность; занимательность, динамичность сюжета; воспитательная ценность произведений);
3) литературоведческие (включение в круг детского чтения всех видов литературы: прозы, поэзии, драмы; разных видов словесного искусства: фольклора, литературы; разнообразие жанров);
4) историко-литературные (включение произведений мирового фольклора и литературы с учётом как истории детской литературы, так и ее современного состояния; включение художественно значимых произведений, авторами которых являются дети; тематическое многообразие).
Жаровое и тематическое многообразие детской литературы дает возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы. Читательские интересы (склонности) дошкольников реализуют принцип избирательности при чтении. Избирательность чтения довольно ярко проявляется уже в дошкольном возрасте. Например, одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи отдают предпочтение историям о жизни своих сверстников и т. п. Знать о возникающих литературных склонностях ребенка необходимо для того, чтобы развивать их.
Современная детская литература представляет детям поэзию и прозу, произведения устного народного творчества и авторские книги; она включает сказки и загадки, рассказы и повести, стихотворения, песни, потешки и др. Она удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребенка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом и романтическом, познавательном и юмористическом.
В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребенку нужно открыть богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, «формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Пристрастие к поэзии - отличительная особенность читателя- дошкольника. К. И. Чуковский считал каждого человека в возрасте от 2 до 5 лет поэтом: никогда в другие годы ребенок так не привязан к поэзии, так не требует стихов и не предпочитает их прозе. Поэтому именно стихами предпочитали писать для детей и сам К. И. Чуковский, и С. Я. Маршак, и А. Л. Барто, и многие другие мастера художественного слова. Стихи широко включаются в детское чтение. Эта традиция берет свое начало в XIX в., когда лучшие поэтические произведения - стихи В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, А. Н. Плещеева, И. С. Никитина и других поэтов вошли в золотой фонд детской литературы. Л. М. Гурович особо подчеркивала, что «поэтическое воспитание детей, начинающееся рано, с первых колыбельных песенок, потешек, со стихов с незатейливым содержанием, но глубоко художественных («Котик и козлик» В. А. Жуковского, «Травка зеленеет» А. Н. Плещеева, «Зайчик» А. А. Блока, ведет ребенка к восприятию серьезной высокой поэзии. К числу любимых старшими дошкольниками принадлежат лирические стихи о природе А. С. Пушкина, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина и др.
Литературные пристрастия детей дошкольного возраста включают и сказки, народные и авторские: «Сказка вызывает у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума». Этими возможностями привлекал и привлекает жанр сказки наших отечественных и зарубежных писателей, отдававших и отдающих ему щедрую дань: А. М. Горького, А. Н. Толстого, Ю. К. Олешу, К. И. Чуковского, Э. Н. Успенского, Б. В. Заходера, И. П. Токмакову, Дж. Родари, А. Линдгрен, А. Милна и других.
Принцип жанрового и тематического многообразия книг для чтения позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, многообразие интересов и дел современных людей. Познавательные книги о труде, о вещах, о технике, о природе вошли в детскую литературу, стали ее неотъемлемой частью. Они интересны современному ребенку, в образной форме показывают ему сущность явлений, формируют его мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу. Любимыми произведениями детей стали стихи С. Я. Маршака о создании вещей («Откуда стол пришел», «Книжка про книжку» и др., энциклопедическая книга Б. С. Житкова «Что я видел», произведения В. В. Бианки, Г. В. Скребицкого. Н. М. Павловой, Н. И. Сладкова и др.
Неотъемлемой частью внутреннего мира современного человека является юмор, помогающий строить отношения, жить в гармонии с самим собой и окружающими людьми. Детская литература создала особый тип книги – веселую книгу для детей. Веселая книга отвечает потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме. Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества – умения шутить и смеяться, с чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами. Неизменным расположением детей пользуются произведения К. И. Чуковского, Н. Н. Носова, В. Г. Сутеева, В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского и др.
По мере общего и литературного развития ребенка для него становятся доступными произведения с более сложным идейным и образным строем. Это и рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого («Косточка», «Девочка и грибы», «Лев и собачка», «Филиппок» и др., и «Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка, и стихи Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, и сказки А. М. Горького, и рассказы М. М. Зощенко, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, Р. Погодина и др. Проникновение в их содержание требует от детей напряжения душевных сил: они должны мысленно представить и эмоционально пережить описанные автором обстоятельства и состояние героев, понять их поступки, переживания