Папки-передвижки

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста

Людмила Лебедько
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Экологическая культура – это реальное каждодневное поведение человека в природе. Оно может быть обусловлено как высоким уровнем экологических знаний, так и интуитивным восприятием законов природы. Важной составляющей экологической культуры является психоэкология – культура взаимоотношения людей и понимание значимости сохранения чистоты единого информационного и психофизиологического поля, которое образуют и отдельные социальные группы, и человечество в целом.

Публикация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование экологической культуры осуществляется наиболее эффективно в том случае, если педагоги создают условия для возможности постоянного запечатления детьми реального экологически грамотного природоохранного поведения взрослых.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения; эстетические и этические чувства; интерес к природе и проблемам её охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, правильного отношения к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и т. д.

Знания - не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально – действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.

Цель экологического воспитания – именно формирование в ребёнке отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно – эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники. Содержание формируемых мотивационных основ : положительно – эмоциональное отношение к живому (проще говоря – любовь, понимание его самоценности, признание его права на существование, принятие на себя ответственности за него по праву более умного и сильного, стремление защитить (потому что «люблю и сопереживаю»).

Принципы экологического воспитания :

1. Цель: формировать мотивационные основы экологического сознания – в практической, мотивированной деятельности, в совместной деятельности со взрослым, в ориентации на культурные эталоны, опираясь на биологические и социокультурные источники развития мотивационных основ образа мира (отношение взрослого к природе – модель построения взаимоотношений ребёнка с окружающим миром).

2. Знания: рассматривать их как средства, вводимые в деятельность, направляемые уже сложившейся мотивацией определённого содержания.

3. Учитывать возрастные, индивидуальные особенности развития деятельности и сознания ребё нка: ведущую деятельность, содержание мотивационных основ экологического сознания, структуру совместной деятельности со взрослым.

Формы и методы работы с детьми разнообразные: это и циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение разных календарей, занятия, целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций и т. д.

Одна из наиболее распространённых форм работы – беседа, которая предваряет или завершает другие мероприятия экологического содержания. В ходе бесед у дошкольников формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения её красоты и богатств, воспитывается любовь к ней. Беседа должна проводиться после конкретного доброго дела детей (например, совместной работе по подкормке птиц, расчистки участка от сорняков, ухода за растениями на клумбе и т. п.) : полученный опыт помогает им стать активными участниками беседы.

В зависимости от типа вопросов экологические беседы могут быть : сообщающими, эвристическими и воспроизводящими.

В сообщающей беседе новые сведения о природе и её охране даются с помощью вопросов, обращенных к имеющимся у детей знаниям и опыту.

В эвристической беседе вопросы побуждают детей (на основе имеющихся знаний) сравнивать и сопоставлять определенные факты и путём логических рассуждений приходить к новым понятиям и выводам. Эти беседы целесообразно проводить для выявления причинно-следственных связей в природе.

Воспроизводящая беседа помогает детям восстановить полученные раннее экологические знания.

Беседа не должна утомлять детей. Она призвана вызывать положительный эмоциональный отклик в их душе. Поэтому в ходе беседы целесообразно использовать различные средства воспитательного воздействия, прежде всего игровую, художественную, трудовую деятельность детей. Отдельные элементы игр, загадки, викторины, исполнение песен, рисование и т. д. значительно снижают утомление и стимулируют познавательную деятельность дошкольников. Желательно использовать произведения искусства: репродукции с полотен художников – пейзажистов, фрагменты музыкальных произведений, стихи, рассказы. В экологические беседы с дошкольниками уместно включать фрагменты из книг Б. Рябинина, И. Каирова, С. Михалкова, К. Чуковского, А. Алексина, М. Пришвина, В. Бианки.

Беседы целесообразно организовывать в подготовительной к школе группе, когда у детей уже сформированы некоторые представления и накоплен определённый опыт общения с природой.

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться. Такова специфика дидактических игр. Ребёнок действительно играет. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность её решения. При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы, а также учитывать уровень подготовленности детей. Например, если малыши способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду и издаваемым звукам, то дети средней группы уже могут сравнивать объекты природы, классифицировать их по отдельным признакам: цвету, форме, величине и т. д. Старшим дошкольникам вполне доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по части, оценка состояния растений, животных, деятельности человека в природе. Помимо углубления знаний дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей и операций, формирование личностных качеств ребёнка.

Предметные игры – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки – корешки», «Чьи детки на этой ветке?» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учётом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

Настольно – печатные игры – «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.

Словесные игры - «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и т. д. Не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, связную речь.

Подвижные игры – подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и т. д. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Одна из задач воспитания состоит в том, чтобы дать дошкольникам возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на лугу, в лесу, на реке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства.

В области экологического воспитания также присутствуют элементы сюжетно-ролевой игры для формирования у детей осознанно правильного отношения к растениям и животным. Для дошкольников обычно традиционен сюжет игры в путешествие, многочисленные варианты которого приемлемы для всех возрастных групп. При этом внимание детей можно сосредоточить на действиях пассажиров (едут, на остановке выходят, заходят, по -купают билеты, на соблюдении ролевых взаимоотношений (мамы разговаривают с дочками, пассажирами; водитель объявляет остановки и т. д., на разнообразных впечатлениях. Эту сторону игры можно с успехом использовать в дидактических целях ознакомления детей с природой. Например, в ходе занятия, на котором просмотр слайдов о жизни лесных обитателей в летнюю пору проводится в виде игры – путешествия.

К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация диапозитивов и кинофильмов. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие. Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие звери», «Травянистые растения» и т. д. Они используются с различными дидактическими целями.

В зависимости от целей рассматривание иллюстраций в книгах проводится по-разному: иногда полезно рассмотреть их до чтения, для того чтобы создать у детей зри -тельный образ тех предметов, явлений и событий, о которых идёт речь; в других случаях достаточно беглого просмотра иллюстраций по ходу чтения книги. Иллюстрации рассматриваются и в процессе беседы о прочитанном.

Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, а это способствует более успешному усвоению знаний. Наиболее эффективными видами учебного кино являются сюжетные («Откуда стол пришёл», «Про слонов») и очерковые кино фильмы («Кружка молока», «Рассказ колоска»).

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыт-наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В процессе организации опытов нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Поэтому, как только появляются заметные изменения (например, побледнеют и вытянуться побеги растений в тёмном месте, необходимо сразу изменить условия.

Очень распространены такие формы работы по экологическому воспитанию как : экскурсии в природу и прогулки по экологической тропе. Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми. Организовывать экскурсии целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Успешной экскурсия будет только при условии её тщательной подготовки. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

Каким будет мир завтра - во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание сегодняшних малышей. Именно этим будет определяться духовное и материальное благосостояние государства и общества. Многочисленные экономические и социальные, экологические и другие проблемы, стоящие не только перед нашей страной, но и перед всем миром, по сути имеют один общий корень и могут быть сведены к одной общей проблеме – проблеме человека. Мы знаем: каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт. Что же определяет, характеризует человека, да и общество в целом прежде всего? Культура человека и общества. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкий кругозор и сознание, образованность и просвещенность, интеллигентность и цивилизованность, внутреннюю утонченность и творческую активность. Всё это и определяет внутренний мир человека, от которого зависит его жизнедеятельность. Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но, чтобы суметь это сделать, он должен развить и улучшить себя. Поэтому культурно – экологическое воспитание и образование в целом должны быть ориентированы на созидание более совершенного человека, способного жить в гармонии с окружающим миром.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 сентября 2020 в 19:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Лебедько (УИ 863771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД