Виктория Сергеева
Статья по теме Приобщение детей с ОВЗ (нарушение речи) к нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи …
Национальные отличия сохраняются
и в ХХI веке, если будем озабоченны
воспитанием душ, а не только
передачей знаний …»
Д. Лихачев
Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей. В Законе РФ «Об образовании» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
Публикация «Статья по теме Приобщение детей с ОВЗ (нарушение речи) к нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29, – сказано в конвенции о правах ребенка.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Но от всего этого нас может спасти мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя всё «разумное, доброе, вечное» что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.
«Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. «Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов» - так записано в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Каждому из нас принадлежит его Родина - малая, близкая. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте - это и есть самый естественный, а потому и самый верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Главной задачей в работе с детьми я считаю закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом. Формирование духовно-нравственного здоровья детей через изучение национально-культурных традиций, природно-экологического своеобразия Кубани, является одной из ведущих задач образовательной работы нашей группы. В целях её реализации создан мини-музей русской старины, где дети знакомятся с предметами обихода труда, одеждой, орудиями труда своих предков. Оборудован уголок краеведения, в котором содержится, познавательный материл «коллекция земных пород района. Альбомы с фотографиями, открытками, статьями, игры развивающего содержания», что побуждает у детей интерес к изучению родного края. Создан уголок для театрализованных игр и представлений. В нё м отведено место для различных видов театра: пальчиковый, теневой, настольный, театр на рукавичках, и театр ложек. Изготовлена ширма с декорациями, куклы старины, скрутки, вязанные, соломенные, где дети драматизируют сказки, обыгрывают песенки, потешки, развивают речевую активность.
Я считаю, что раскрытие личности в ребёнке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этетические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей у нас в детском саду реализуется путём ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения.
Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.
Также в старшей группе компенсирующей направленности у детей с нарушением речи, чтобы познакомить и сохранить традиции Кубани, я разработала детско – родительский проект: «Солнечный праздник – Яблочный спас». Цель проекта заключается в приобщении дошкольников к духовно-нравственным ценностям. С детьми мы играли в подвижные, дидактические игры: «Сложи яблочко», «Передай яблочко по кругу», «Помоги Маше сосчитать яблоки», «Третий лишний» (фрукты и овощи). Также дети активно играли в сюжетно – ролевые игры «Магазин «Фрукты»», благодаря чему у детей улучшились коммуникативные навыки.
Также мы читали и заучивали стихотворения к празднику Благининой Е. «Яблонька», заучивали и пели песни «Яблонька кудрявая». Занимались продуктивной деятельностью: рисовали, лепили, делали аппликацию яблок из цветной бумаги.
Родители приняли активное участие в изготовлении поделок к празднику Яблочный спас.
В ходе реализации проекта дети получили знания о духовных ценностях кубанского народа, познакомили родителей и детей с обычаями кубанского народа в кругу семьи, у детей расширились представления о традициях кубанских казаков.
В заключение, хочется отметить, что работая по реализации воспитательной системы «Приобщение детей к духовно – нравственным ценностям Кубани», мы решаем проблемы духовного и нравственного патриотического воспитания. Так хочется, чтобы наряду с современными ритмами в домах наших воспитанниках звучали кубанские напевы, стихи кубанских поэтов, появились интересные творческие работы. Исполнялись игровые пляски с припевками, с шутками и прибаутками, с притопами и веселым свистом, которые выражают яркую натуру кубанцев.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Важно донести до детей мысль - спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.