Ольга Суханова
Использование альтернативной коммуникации при работе с ребенком в младшей группе с множественными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов альтернативной
коммуникации при коррекционной работе с ребенком с множественными нарушениями.
(из опыта работы)
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир.
Речь также является средством коммуникации, а также выражения своего эмоционального состояния.
Публикация «Использование альтернативной коммуникации при работе с ребенком в младшей группе с множественными нарушениями» размещена в разделах
Мальчик Саша. 4 года. Посещает группу младшего возраста для детей с нарушением зрения. Все задания доступны только на невербальном уровне, мальчик не говорит, нет звукоподражаний, обращенную речь понимает на бытовом уровне, задания выполняет на невербальном уровне с помощью педагога. Саша очень хочет общаться с детьми, но делать это не умеет, выражать свои эмоции также не может. Исходя из этого, я решила использовать при работе с мальчиком альтернативные способы коммуникации, чтобы помочь ему научиться общаться и выражать свои эмоции, даже не используя речь.
Ведь на самом деле именно процесс общения гораздо важнее, чем та
форма, в которой он осуществляется. Пусть это даже что-то новое и
непривычное. Но это — общение.
Изучив литературу по альтернативной и дополнительной коммуникации, за основу я приняла пособия с пиктограммами Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной.
Таким образом, работа по обучении альтернативной коммуникации с конкретным ребенком будет проводиться по следующим направлениям:
I. Использование пиктограмм дома с родителями
II. Использование пиктограмм в группе детского сада
III. Использование пиктограмм на коррекционно-развивающих занятиях
Каждое направление необходимо разделить на несколько этапов.
I. Использование пиктограмм дома с родителями
1 этап: беседа с родителями, знакомство с технологией альтернативной коммуникации
2 этап: последовательное введение хорошо знакомых пиктограмм в каждодневную жизнь ребенка, активное их использование
3 этап: беседы с родителями на протяжении всей работы с ребенком
II. Использование пиктограмм в группе детского сада :
1 этап: консультация педагогов группы, работающих с ребенком, ознакомление с технологией альтернативной коммуникации.
2 этап: использование пиктограмм в режимных моментах, помощь ребенку в выражении своих желаний с использованием пиктограмм
3 этап: использование пиктограмм для определения эмоционального состояния
III. Использование пиктограмм на коррекционно-развивающих занятиях
1 этап: использование пиктограмм при расширении и уточнении знаний и представлений об окружающем мире (предметные представления)
2 этап: использование пиктограмм при формировании сенсорных эталонов
3 этап: использование пиктограмм при развитии ориентировки в пространстве.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ЛИСТ для проведения занятий по формированию сенсорных представлений (цвет, форма, величина)