Елена Киреева
Статья «Пиктографическое письмо, как средство развития познавательной деятельности у дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
бщее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У детей с ОНР отмечается недостаточная устойчивость внимания, сложности его распределения. При относительно сохранной смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает эффективность запоминания. Они забывают сложные речевые инструкции, части и последовательность заданий.
Публикация «Статья „Пиктографическое письмо, как средство развития познавательной деятельности у дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания часто сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития сказывается и на особенностях развития мышления - дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Дошкольный возраст считается периодом развития познавательной активности и речи ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности на основе собственных представлений. Также в дошкольный период ведущей является игровая деятельность, а наиболее продуктивной для обучения – практическая. Сочетание данных видов деятельности представлено в детском экспериментировании, элементарных опытах, т. е. в исследовательской деятельности.
Известно, что дети – это маленькие исследователи и процесс постоянного познания окружающего мира их естественное состояние.
Из общения с педагогами и личных наблюдений было выявлено, что многие дети с проблемами в речевом развитии испытывают интерес к исследовательской деятельности, но у большинства из них этот интерес неустойчив и требует постоянной стимуляции в виде вопросов, напоминаний со стороны взрослых. Для того, чтобы исследовательская деятельность становилась целенаправленной важно научить детей планированию процесса познания. А процесс любого исследования состоит из вопросов и поисков ответов на них.
Автоматизировать у ребенка потребность задавать вопросы и получать на них ответы – важнейшая задача. Привыкнув к этому на элементарных примерах, он с большой вероятностью начнет в той или иной степени переносить этот алгоритм на другие стороны собственного поведения. Но нам также важно, чтобы ребенок запоминал полученную информацию и смог извлечь или актуализировать эти знания. В результате экспериментов, проводимыми П. И. Зинченко и А. А. Смирнова было выявлено, что сложная интеллектуальная работа, связанная с использованием готового плана не только приводит к его лучшему запоминанию, но делает удержание материала более прочным и позволяет при его отсроченном воспроизведении припомнить даже больше деталей, чем было воспроизведено при опросе, имевшем место непосредственно после проведения опыта.
Сегодня существуют различные приемы и методы развития исследовательской деятельности детей. Мне хотелось бы рассказать о приемах работы с использованием метода пиктографирования.
Пиктограмма - это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Для развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи мной были разработаны бланки исследований, в которых дети могли бы планировать и фиксировать этапы исследовательской деятельности с помощью доступных им средств, а именно пиктограмм. Работа начиналась с выбора проблемы исследования. На первых этапах проблему исследования предлагал педагог. Например, «почему у кошки в темноте светятся глаза?». Бланки разделены на столбцы, каждый столбец - это этап исследования или ответ на вопросы: «что я предполагаю?», «что я знаю?», «как я это узнаю?», «что узнал сам?», «что еще узнал при обсуждении проблемы в группе?», «что еще хочу узнать?».
1.
Что я предполагаю 5.
Что я знаю 2.
Как узнаю 3.
Что узнал сам 4.
Что узнал еще при обсуждении проблемы в группе 6.
Что еще хочу узнать
В каждом столбце ребенок с помощью пиктограммы отображал определенный этап исследования и фиксировал следующий. Этапы «что я предполагаю» и «что я знаю» я расположила рядом не случайно, хотя они и не являются последовательными в алгоритме исследования. Это было сделано для того, чтобы детям было удобней сравнить свои первоначальные предположения с теми знаниями, которые они приобрели в процессе исследования.
Таким образом, составленная таблица не просто помогает запомнить этапы исследовательской деятельности, а способствует расширению интересов ребенка, так как дойдя до последнего столбца – «что я еще хочу узнать?», он вновь ставил перед собой проблему, которую можно было исследовать поэтапно с помощью данной таблицы.
На первых этапах ребята испытывали затруднения при создании пиктограмм. Ведь для того чтобы нарисовать пиктограму, надо выделить в объекте наиболее существенные, значимые признаки. Для того чтобы решить данную проблему с детьми проводились игры и упражнения, направленные на формирование различных логических операций: классификации, анализа, синтеза, обобщения, сравнения и др.
1. С целью развития процессов классификации использовались игры:
• «Разложи картинки».
Дать детям картинки и предложить разложить их на две группы (без указания принципа классификации).
Например: брюки, сапоги, платье, туфли, юбка, ботинки.
• «Лишнее слово».
Логопед называет слова, ребенок должен назвать «лишнее» слово и объяснить свой выбор.
Например: яблоко, груша, морковь, апельсин; Игорь, Петр, Света, Егор; лето, понедельник, зима, весна.
2. Для формирования процессов сравнения проводились игры:
• «Чем похожи, чем отличаются?». Сначала с использованием картинок, а затем сравниваются только слова. Например, банан и огурец; платье и рубашка; лошадь и кошка; ворона и самолет.
• «Угадай слово». Логопед загадывает слово, но не называет его, а сравнивает его с другими словами. Например, слово мяч. Варианты сравнений: «он похож на шину формой и сделан из резины; на куклу, с ним тоже можно играть» и т. д. Позже, ребенок сам может загадать слово и предложить остальным детям его отгадать.
• «На что похоже?». Детям предлагается подобрать похожие сравнения:
Сильный ветер похож на (что…
Распустившийся цветок похож на…
• «Сравни наоборот». Используются слова: выше-ниже, быстрее-медленнее и др.
Дерево и куст. Что выше? Что ниже?
Заяц и еж. Кто бегает быстрее? Кто медленнее?
3. Для формирования процессов обобщения, родовидовых обобщений, синтеза проводились следующие игры:
• «Назови части». На первых порах используются картинки, затем без опоры на наглядность. Логопед показывает картинку и предлагает назвать части изображенного на ней предмета. Например, волк – тело, голова, уши, глаза, нос, пасть, усы, шерсть, лапы, когти, хвост.
• «Отгадай по частям». Логопед называет части предмета, дети называют сам предмет.
• «Назови одним словом». Как назвать одним словом то, что растет на грядке, в огороде, используется в пище. (Овощи)
4. Для развития операции анализа были подобраны игры и упражнения, в которых нужно из целостного образа предмета выделить его отдельные признаки.
• Составление сначала логопедом, а затем самими детьми загадок-описаний по определенному плану. Здесь можно использовать «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» Ткаченко Т. А.
• Игра «О чем можно сказать?». Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Ребенок называет предмет, который обладает этим признаком. Например, о чем можно сказать:
Глубокая – река, яма, нора….
Холодный – снег, день, ветер, нос…
5. Для того, чтобы научить детей устанавливать смысловые связи между предметами, использовались игровые упражнения по установлению аналогий.
• Игра «Подбери пару» (подбор слов по аналогии).
Машина – дорога, самолет – (пилот, небо, стюардесса).
• «Назови четвертое слово».
Часы – стрелка, компьютер – экран;
Больница – врач, магазин - ….
6. Для развития способности к противопоставлению с детьми проводились следующие игровые упражнения:
• Выбрать из трех слов одно, противоположное по смыслу.
Утро – (завтрак, солнце, вечер).
Болезнь – (градусник, здоровье, доктор).
• Закончи предложение.
Мороженное сладкое, а лук …
Дорога широкая, а тропинка …
• «Скажи наоборот».
Логопед называет слово, а ребенок придумывает слово, противоположное по значению.
Подняться – (спуститься)
Сесть – (встать)
Плакать – (смеяться).
Анализ проведенной работы показал, что со временем ребята перестали испытывать сложности при создании пиктограм.
Так дети научились не только создавать средства для продуктивного запоминания, но и овладели такими важными навыками, как планирование работы, выбор способов осуществления. А поскольку итогом выполнения детьми проделанного исследования является вербализация умственных действий, то в процессе ее осуществляется и формирование речемыслительной деятельности.