Приложение МААМ

Семинар «Дары Фрёбеля»

Данилина Светлана
Семинар «Дары Фрёбеля»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Дары Фрёбеля.

Вильгельм Август Фрёбель немецкий педагог, родился 12 апреля в 1782 году.

Именно он является создателем понятия «детский сад».В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу «дети — цветы жизни!», а воспитателей он называл «садовницами». Фрёбель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания, способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

В детский сад он ввёл разнообразные виды детской деятельности:

-подвижные игры; рисование; работу с мягкими материалами; плетение и вырезание из бумаги, вышивание; конструирование; пальчиковые игры и др.

Фрёбель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фрёбеля». Фридрих Фребель создал шесть основных «даров» и три дополнительных. Некоторые идеи Фребеля были продолжены его последователями. Окончательный список пособий включает в себя 14 самостоятельных игровых наборов. Детский игровой набор предназначен для целостного и гармоничного развития ребёнка. Он ориентирован на приобретение самых различных навыков:

-понимание цвета,

-понимание предметов,

-взаимодействие с окружением;

-коммуникация;

-художественно эстетическое развитие;

-творческое воображение;

-развитие конструктивного мышления;

-все компоненты устной речи.

Предлагаю вам сегодня рассмотреть эти 14 модулей

Модуль 1: «Шерстяные мячики»: знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.

Первый дар Ф. Фребеля детям - семь мячиков. Шесть из них раскрашенные в цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч, потому что:

1. Мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды;

Шар – самая простая форма для восприятия малышом. Этот дар рекомендуется использовать уже с 3 месяцев.

С нашими детьми раннего возраста, я провожу следующие игры, используя мягкий мяч: покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.

Например: предлагаю детям взять мячики и повторять за мной движения

Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем.

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

Побежал бегом-бегом,

Все кругом-кругом-кругом.

Выше - ниже прыгать стал,

Баловаться не устал.

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!

Модуль 2: «Основные тела» - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.

Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года.

Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.

В младшей группе сравниваем мячик и шар.

В старшей группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом. Покатаем цилиндр и куб. Какая из двух фигур больше похожа на шар. Шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга.

В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты: 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Модуль 3 «Куб из кубиков»

Комплект из 8 деревянных кубиков. Это мини-конструктор, который дарит новые возможности познания мира (предметного и абстрактного). Заниматься с ним лучше с 4 лет, когда ребенок уже сформировал представление о привычных предметах.

Особенность подхода состоит в том, что каждая новая фигура должна создаваться путем изменения предыдущей, а не разрушения ее. Таким образом, педагоги с помощью конструктора «Дары Фребеля» воспитывают в ребенке созидателя и ответственного за свои действия человека.

Модуль 4 «Куб из брусков»

Комплект из 8 деревянных плашек. Принцип работы с ним точно такой же, как с предыдущим.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость, понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии, развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации.

Модуль 5 «Кубики и призмы»

Это 27 деревянных кубиков, часть которых поделена пополам или на 4 детали (всего 39 элементов). Целью игры с ними является изучение понятий «часть/целое», развитие конструкторских способностей, расширения восприятия мира. Предназначены для занятий с детьми от 5 лет.

Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

27 деревянных плиток, часть которых поделена на составляющие (всего 33 элемента). Цель игры та же, что в предыдущем комплекте, поэтому их можно активно комбинировать.

Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.

Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.

Модуль 7 «Цветные фигуры»

Включает в себя цветные круги, полукруги, треугольники и квадратики.

Ее цель- изучение различных плоскостных геометр. фигур. В первую очередь обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной стороне куба. Рассказываем ребенку про параллельные стороны. Разрезаем квадраты по диагонали и получаем 2 треугольника. Разрезаем квадрат по обеим диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут же можно объяснить какие углы у треугольников острые, прямые и тупые.

Модуль 8 «Палочки»

Включает деревянные палочки разных длин. Сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Соотношение количества и размера. Простейшие математические действия – сложение и вычитание. Состав числа. Конструирование.

Модуль 9 «Кольца и полукольца»

Включает кольца и полукольца трех типов размеров (малые, средние, большие). Развивает Логическое мышление у детей. понятие часть и целое, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Развитие творческих и речевых способностей.

Модуль10 «Фишки»

Предметы-заменители. Состав числа. Конструирование. Обучение счету, использование в качестве счетного материала. Последовательность действий. Выкладывание по образцу.

Модуль 11 «Цветные тела».

Тренировка мелкой моторики (в набор входит шнуровка). Сенсомоторные навыки (с закрытыми глазами – что это за фигура). Изучение различных геометр. форм. Развитие умений классификации, сортировки, сравнения, выполнение задания по образцу, по заданному алгоритму.

Модуль 12 «Мозаика. Шнуровка».

Модуль 13 «Башенки»

Её цель- Закрепление названий геометр. фигур. Конструирование. Продолжаем учить строить, не разрушая, а дорабатывая предыдущее. Такие игры способствуют развитию логики, мышления, творческого воображения. Умение словесно обозначать месторасположение предмета слева, справа, сбоку, между - способствует развитию пространственного мышления.

Модуль 14. «Арки и цифры».

Конструирование. Часть – целое. Поддержание порядка. Усвоение образа цифр. Соответствие цифры кол-ву подобранного материала.

А сейчас уважаемые коллеги я предлагаю нам поиграть с набором

Как я уже рассказывала в саду у Фребеля работали женщины садовницы и мы с вами сейчас будем украшать их наряды в стиле дымковской росписи. Для этого мы используем дары -7,8,9,10.

Это задание предлагаю вам выполнить парами,

Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!

Какие стильные и красивые получились наши садовницы, а красота спасёт мир!

А сейчас отгадайте загадку:

Увидев на клумбе прекрасный цветок

Сорвать я его захотел,

Но стоило тронуть рукой стебелек

Как сразу цветок улетел. Кто это?

Правильно – бабочка

Сейчас, я предлагаю выполнить интересное задание, я буду рассказывать одну удивительную историю про бабочку, а вы в это же время попробуете нарисовать конструктором эту историю на столе. Для этого нам понадобятся модули Фрёбеля 7,9,10

Однажды летом прекрасная бабочка летала с лепестка на лепесток и возле одного лепестка остановилась и отложила туда яичко своё. Положила она его на лепесток и улетела, а оно висело на этом лепестке и стало расти и вскоре из него появилась маленькая гусеница. Она тоже росла, росла и превратилась в большую гусеницу, а потом наступила осень и гусеница стала обматывать себя тоненькими нитками паутинками, обматывала, обматывала и превратилась в куколку. Наступила зима, куколка перезимовала, а весной, когда снег растаял куколка зашевелилась, и когда уже стало совсем тепло кожица куколки лопнула и оттуда стала появляться сначала головка с усиками, а потом длинное туловище, крылья и куколка превратилась в прекрасную бабочку, которая взмахнула крыльями и полетела от цветка к цветку всё выше и выше, неся на своих крылышках доброту, свет и жизнь.

Игра «Пожелание».

В завершении нашей с вами встречи, свои впечатления о семинаре вы можете передать картинкой сложенной на столе из любых фигурок набора

Вот и подошел к завершению наш семинар. В нем я постаралась напомнить о замечательных дарах, которые были изобретены Фридрихом Фребёлем в 19 веке, но и не утратили своей актуальности и в наше время. Фребель видел своей целью воспитание свободно думающего и действующего человека. Помогал раскрыть индивидуальность каждого ребенка.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры для детей раннего возраста по технологии «Дары Фрёбеля» (первый дар)» Игровой набор для раннего развития по технологии Фридриха Фрёбеля Фридрих Фрёбель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение.

Фотоотчет «Волшебные Дары Фрёбеля»Фотоотчет «Волшебные Дары Фрёбеля» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет дидактических игр "В мире геометрических фигур и объемных форм, игры.

Дидактическая игра «Разложи фигуры по образцу» с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»Дидактическая игра «Разложи фигуры по образцу» с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля» Пособие "Дары Фрёбеля" для детей дошкольного возраста. Направлена на развитие логического мышления, внимания, наблюдательности, памяти,.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семинар «Дары Фрёбеля»
Опубликовано: 15 января 2025 в 17:36
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Дары Фрёбеля»» (включая файлы) размещена пользователем Данилина Светлана (УИ 3522787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД