Данилина Светлана
Семинар «Дары Фрёбеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дары Фрёбеля.
Вильгельм Август Фрёбель немецкий педагог, родился 12 апреля в 1782 году.
Именно он является создателем понятия «детский сад».В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу «дети — цветы жизни!», а воспитателей он называл «садовницами». Фрёбель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания, способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.
В детский сад он ввёл разнообразные виды детской деятельности:
-подвижные игры; рисование; работу с мягкими материалами; плетение и вырезание из бумаги, вышивание; конструирование; пальчиковые игры и др.
Фрёбель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фрёбеля». Фридрих Фребель создал шесть основных «даров» и три дополнительных. Некоторые идеи Фребеля были продолжены его последователями. Окончательный список пособий включает в себя 14 самостоятельных игровых наборов. Детский игровой набор предназначен для целостного и гармоничного развития ребёнка. Он ориентирован на приобретение самых различных навыков:
-понимание цвета,
-понимание предметов,
-взаимодействие с окружением;
-коммуникация;
-художественно эстетическое развитие;
-творческое воображение;
-развитие конструктивного мышления;
-все компоненты устной речи.
Предлагаю вам сегодня рассмотреть эти 14 модулей
Модуль 1: «Шерстяные мячики»: знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.
Первый дар Ф. Фребеля детям - семь мячиков. Шесть из них раскрашенные в цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч, потому что:
1. Мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды;
Шар – самая простая форма для восприятия малышом. Этот дар рекомендуется использовать уже с 3 месяцев.
С нашими детьми раннего возраста, я провожу следующие игры, используя мягкий мяч: покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.
Например: предлагаю детям взять мячики и повторять за мной движения
Мячик в руки мы возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше - ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!
Модуль 2: «Основные тела» - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.
Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года.
Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.
В младшей группе сравниваем мячик и шар.
В старшей группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом. Покатаем цилиндр и куб. Какая из двух фигур больше похожа на шар. Шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга.
В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты: 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.
Модуль 3 «Куб из кубиков»
Комплект из 8 деревянных кубиков. Это мини-конструктор, который дарит новые возможности познания мира (предметного и абстрактного). Заниматься с ним лучше с 4 лет, когда ребенок уже сформировал представление о привычных предметах.
Особенность подхода состоит в том, что каждая новая фигура должна создаваться путем изменения предыдущей, а не разрушения ее. Таким образом, педагоги с помощью конструктора «Дары Фребеля» воспитывают в ребенке созидателя и ответственного за свои действия человека.
Модуль 4 «Куб из брусков»
Комплект из 8 деревянных плашек. Принцип работы с ним точно такой же, как с предыдущим.
Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого, а также приходит к пониманию, что разрушение — это ненужная процедура. Нет смысла разрушать, если проще создать новое на базе уже готового. Помимо прочего эти ограничения усложняют задания и воспитывают терпеливость, понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии, развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации.
Модуль 5 «Кубики и призмы»
Это 27 деревянных кубиков, часть которых поделена пополам или на 4 детали (всего 39 элементов). Целью игры с ними является изучение понятий «часть/целое», развитие конструкторских способностей, расширения восприятия мира. Предназначены для занятий с детьми от 5 лет.
Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
27 деревянных плиток, часть которых поделена на составляющие (всего 33 элемента). Цель игры та же, что в предыдущем комплекте, поэтому их можно активно комбинировать.
Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.
Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.
Модуль 7 «Цветные фигуры»
Включает в себя цветные круги, полукруги, треугольники и квадратики.
Ее цель- изучение различных плоскостных геометр. фигур. В первую очередь обращаем внимание, что каждый квадратик соответствует одной стороне куба. Рассказываем ребенку про параллельные стороны. Разрезаем квадраты по диагонали и получаем 2 треугольника. Разрезаем квадрат по обеим диагоналям и получаем четыре треугольника. Тут же можно объяснить какие углы у треугольников острые, прямые и тупые.
Модуль 8 «Палочки»
Включает деревянные палочки разных длин. Сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Соотношение количества и размера. Простейшие математические действия – сложение и вычитание. Состав числа. Конструирование.
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Включает кольца и полукольца трех типов размеров (малые, средние, большие). Развивает Логическое мышление у детей. понятие часть и целое, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации. Развитие творческих и речевых способностей.
Модуль10 «Фишки»
Предметы-заменители. Состав числа. Конструирование. Обучение счету, использование в качестве счетного материала. Последовательность действий. Выкладывание по образцу.
Модуль 11 «Цветные тела».
Тренировка мелкой моторики (в набор входит шнуровка). Сенсомоторные навыки (с закрытыми глазами – что это за фигура). Изучение различных геометр. форм. Развитие умений классификации, сортировки, сравнения, выполнение задания по образцу, по заданному алгоритму.
Модуль 12 «Мозаика. Шнуровка».
Модуль 13 «Башенки»
Её цель- Закрепление названий геометр. фигур. Конструирование. Продолжаем учить строить, не разрушая, а дорабатывая предыдущее. Такие игры способствуют развитию логики, мышления, творческого воображения. Умение словесно обозначать месторасположение предмета слева, справа, сбоку, между - способствует развитию пространственного мышления.
Модуль 14. «Арки и цифры».
Конструирование. Часть – целое. Поддержание порядка. Усвоение образа цифр. Соответствие цифры кол-ву подобранного материала.
А сейчас уважаемые коллеги я предлагаю нам поиграть с набором
Как я уже рассказывала в саду у Фребеля работали женщины садовницы и мы с вами сейчас будем украшать их наряды в стиле дымковской росписи. Для этого мы используем дары -7,8,9,10.
Это задание предлагаю вам выполнить парами,
Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!
Какие стильные и красивые получились наши садовницы, а красота спасёт мир!
А сейчас отгадайте загадку:
Увидев на клумбе прекрасный цветок
Сорвать я его захотел,
Но стоило тронуть рукой стебелек
Как сразу цветок улетел. Кто это?
Правильно – бабочка
Сейчас, я предлагаю выполнить интересное задание, я буду рассказывать одну удивительную историю про бабочку, а вы в это же время попробуете нарисовать конструктором эту историю на столе. Для этого нам понадобятся модули Фрёбеля 7,9,10
Однажды летом прекрасная бабочка летала с лепестка на лепесток и возле одного лепестка остановилась и отложила туда яичко своё. Положила она его на лепесток и улетела, а оно висело на этом лепестке и стало расти и вскоре из него появилась маленькая гусеница. Она тоже росла, росла и превратилась в большую гусеницу, а потом наступила осень и гусеница стала обматывать себя тоненькими нитками паутинками, обматывала, обматывала и превратилась в куколку. Наступила зима, куколка перезимовала, а весной, когда снег растаял куколка зашевелилась, и когда уже стало совсем тепло кожица куколки лопнула и оттуда стала появляться сначала головка с усиками, а потом длинное туловище, крылья и куколка превратилась в прекрасную бабочку, которая взмахнула крыльями и полетела от цветка к цветку всё выше и выше, неся на своих крылышках доброту, свет и жизнь.
Игра «Пожелание».
В завершении нашей с вами встречи, свои впечатления о семинаре вы можете передать картинкой сложенной на столе из любых фигурок набора
Вот и подошел к завершению наш семинар. В нем я постаралась напомнить о замечательных дарах, которые были изобретены Фридрихом Фребёлем в 19 веке, но и не утратили своей актуальности и в наше время. Фребель видел своей целью воспитание свободно думающего и действующего человека. Помогал раскрыть индивидуальность каждого ребенка.
Спасибо за внимание!