Татьяна Васильевна Ивашина
Пескотерапия как средство развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕСКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
Аннотация: в статье обозначена актуальность использования одной из методик работы с детьми – песочная игротерапия. А также отмечена отмечена эффективность упражнений с песком, которую применяют при работе с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: песок, пескотерапия,
Публикация «Пескотерапия как средство развития детей» размещена в разделах
Пескотерапия или игра с песком имеет ключевое значение в развитии ребёнка. В процессе игры с песком ребёнок развивает тактильно-кинетическую чувствительность, а также моторику рук [2]. Играть с песком можно на улице, в детском саду и даже дома. Именно игра с песком позволяет ребенку снять мышечную напряженность, которая может возникнуть в новых для ребенка условиях и среде, развивает моторику рук.
Игры с песком позволяют детям выражать свои переживания и страхи, так как часто с этим возникают трудности. В свою очередь, используя игрушечные фигурки, ребёнок проигрывает ситуацию, которая его волнует и, таким образом, избавляется от напряжения. Немаловажное значение в игре с песком имеет возможность ребёнка потренироваться в разрешении различных жизненных ситуаций, что в дальнейшем будет использовано им в реальной жизни.
В большинстве случаев, дети могут продолжительное время играть с песком, используя его в качестве материала для построения замков и различных фигур. Игра в песок позволяет ребёнку отобразить все те ситуации, которые его волнуют в реальной жизни или которые он когда-либо увидел, и они ему запомнились.
В зависимости от того, что именно делает ребёнок с песком и какие фигуры мастерит, можно проследить его особенность мировосприятия, эмоциональность, степень искренности самовыражения и развитости фантазии. В игре с песком ребёнок стремится избавиться от всех психологических травм.
Песочная терапия относится к корректирующему и излечивающему методу, позволяющему ребёнку создать свою реальность и навести в ней порядок, а затем отразить это в своей реальной жизни.
Отметим основные задачи, которые выполняет песочная терапия для помощи ребё нку: развитие позитивной самооценки и Я-концепции, самопринятия, самоконтроля, принятию самостоятельных решений.
Песочная терапия не требует от ребёнка смены своей основной модели поведения. Напротив, мастеря песочные фигуры, у ребёнка проявляется искреннее отношение к тем или иным событиям в жизни. Это указывает на то, что основная цель песочной терапии – это возможность ребёнку проявить себя и свои способности [1].
Истинное проявление чувств, это в работе психолога имеет большее значение, нежели сами слова ребёнка, так как он может чего-то недоговаривать в силу страха и т. д. А песочные игры помогают ребёнку проявить свои творческие способности за счёт создания виртуального мира с персонажами; «оживить» выдуманные объекты, которые он самостоятельно смастерил; прожить всевозможные ситуации вместе с выдуманными героями, проиграть вариации решения различных жизненных трудностей.
Использование элементов пескотерапии в нашей практике позволяет расширить знания у детей, развить у них те или иные способности и навыки, без которых невозможно их дальнейшей развитие и взросление.
В современное время психологи продолжают активно использовать песочную терапию в разных целях. Нередко игры с песком применяют в качестве психодиагностики.
Как было отмечено ранее, песок представляет собой идеальный материал для того, чтобы ребёнок мог воплотить свои фантазии, создать игрушечный мир, схожий с реальным, и прожить все те ситуации, которые его беспокоят в реальной жизни. Кроме того, занятия с песком имеют ключевое значение в процессе развития у ребёнка речи, мелкой моторики, улучшении памяти и воображения. Нередко пескотерапию используют для того, чтобы научить ребёнка правильно произносить звуки, читать и писать.
Подводя итог, можно сказать, что игры с песком позволяют не только развивать ребёнка, но и дать ему возможность отдохнуть, поиграть, расслабиться.
В процессе игры с песком рекомендуется проводить логопедические игры: так, одно из упражнений - от детской машины воспитатель проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой; можно использовать картину, ее засыпают тонким слоем песка, ребёнок сдувает песок и видит изображение; еще одним эффективной тренировкой является, когда ребёнок через нос набирает воздух, надувает живот и медленно, долгой струёй выдувает ямку в песке. Также можно во влажном песке делается углубление и заполняется водой, ребёнок сильной воздушной струёй вызывает «бурю» или же ребёнок воздушной струёй передвигает кораблик, лодочку, лёгкую черепашку, рыбку по поверхности воды.
Необходимо проводить упражнения для регуляции мышечного тонуса, которые также направлены и на снятие напряжения с мышц пальцев рук:
• положить ладони на песок, расслабить пальцы;
• погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;
• погрузить пальцы в песок, попробовать лёгкими движениями сделать «волны».
На основе долголетнего опыта работы с использованием пескотерапии можно сделать вывод о том, что она действительно представляет собой эффективную методику, используемую для всестороннего детского развития.
Таким образом, игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка, а также:
• являются необходимой составляющей при коррекции речевых и когнитивных нарушений у детей;
• улучшают работоспособность и развивают фантазию;
• ребёнок не имеет никаких ограничений в игре с песком за исключением соблюдения правил безопасности;
• игры с песком снимают мышечное напряжение у ребёнка, помогают ему адаптироваться к новым условиям среды;
• развивают интерес к происходящим вокруг событиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Згурская Т. В., Пономарева О. Р. Рисование песком на световых столах как средство развития творческих способностей младших школьников / Т. В. Згурская, О. Р. Пономарева // Проблемы современного педагогического образования. 2018. - № 59-3. - С. 303-307.
2. Какуева И. П. Развитие творческих способностей дошкольников посредством метода рисования песком / И. П. Какуева, Н. Е. Малахова, О. А. Косова, И. Г. Гранкина // Вестник научных конференций. 2020. № 4-2 (56). С. 51-52.