Куликова Елена
Статья. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР»
▼ Скачать
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Что может знать о своей стране ребенок старшего дошкольного возраста, какие знания ему нужны, чтобы первое чувство любви к Отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, дети должны знать историю своей Родины, и, конечно же, подвиг, совершенный нашим народом в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов.
Публикация «Статья, „Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Недавно мы отмечали 69- летие Победы. Праздники прошли. Как рассказать детям о войне, о том, что она была освободительная, что она велась во имя мира, во имя жизни, во имя процветания и благополучия нашей Родины? Рассказать просто и доходчиво. В этом воспитателям и родителям поможет искусство- произведения художников, скульпторов, писателей, поэтов и музыкантов о войне.
Как мы построили работу в своем детском саду? Вместе с воспитателями отобрали необходимый и доступный дошкольникам материал : репродукции картин таких известных художников, кА А. Дейнека, Ю. Непринцева, В. Богаткина, фотографии памятников – мемориалов «Брестская крепость», «мамаев курган», скульптуру малой формы и т. д.
Сначала провели с детьми беседу о том, почему наш народ отмечает этот праздник, выяснила, что дети мало знают о подвигах солдат во время войны.
Мы рассказали им о том, что в народе живет традиция чтить память погибших воинов.
Много памятников и обелисков стоит на нашей земле. Люди не забывают тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона, похоронен в братских могилах.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны переживать чувство горечи, обиды не только за себя лично. Не нужно ограждать их от сильных эмоций: они являются началом воспитания патриотических чувств.
Так, рассматривая с детьми полотно А. Дейнеки «Оборона Севостополя», я рассказываю о битве за город, о том, что оборона Севастополя продолжалась 250 дней, что защитники города – моряки Черноморского флота- мужественно сражались с врагом. На переднем плане картины огромная фигура матроса. Он воплощает собой мощь народа в борьбе против фашизма.
Я обращаю внимание детей на то, что художник нарисовал наших моряков белым цветом, а фашистов- черным, таким образом, показывая, свое отношение к героям- морякам и захватчикам.
Заинтересовала детей и картина художника Ю. Непринцева «Отдых после боя». Автор раскрывает характер солдата, доброго, веселого, отзывчивого. Обычная фронтовая сцена дала художнику возможность показать нравственный фундамент победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В центре картины изображен народный герой- Василий Теркин. У него простое, открытое лицо. Все бойцы внимательно слушают Теркина, смеются.
Дети с удовольствием пересказывали содержание картины: «В руках бойцов алюминиевые котелки, кружки, они греются горячим чаем», «На солдатах белые маскировочные халаты, чтобы незаметны были на снегу».
«Им скоро идти в бой, а они шутят- значит, это смелые, храбрые воины».
На репродукции картины Рейнера «Парад на Красной площади в ноябре 1941г.» запечатлен самый трудный для нашей страны первый год войны, когда враг рвался к Москве. Наши войска прямо с парада уходили на фронт. Картина хранит суровую сосредоточенность и мужественную веру людей в победу.
«Какими ровными рядами шагают бойцы, впереди идут командиры, - сказал Олег,- сразу видно, что они победят».
И, конечно же, самая жаркая, праздничная картина «Салют победы» В. Штраниха. 9 мая на Красной площади собрались люди, все ликуют, радуются. Часы на Кремлевской башне показывают 10. Начинается салют. В небе загораются сотни ярких, разноцветных звездочек: красных, желтых, синих, зеленых. Это салют в честь победителей – тех, кто погиб, и кто остался живым.
«Художник передал в этой праздничной картине свое настроение, свою радость, гордость, счастье, что мы победили врага»- говорит воспитатель.
К работе по знакомству с изобразительным искусством мы привлекали родителей. Напримкр, картину «Подарки фронтовикам» Павлоцкого нам принесла бабушка Иры, рассказав, что во время войны она с подругами вязала носки, варежки, шарфы, собирала хлеб, консервы и отправляла на фронт. На картине изображено, как крестьяне передают мешки с крупой, мукой, хлебом, теплыми вещами солдатам. Ведь часто нашим защитникам приходилось ночевать в зимнем лесу, жить в землянках, обороняться в окопах.
Знакомя детей с монументальной скульптурой, мы старались показать мужество и храбрость наших воинов. Памятник неизвестному солдату в Александровском саду.
Строгий монумент изображен в виде большой каски солдата. Рядом горит вечный огонь. Я спрашиваю детей : «Почему на могиле изображена каска?» Дети отвечают: «На могилу кладут головной убор погибшего: пилотку, каску, бескозырку». В праздники и будни люди возлагают цветы к подножию монументов, памятников. Мы посоветовали родителям, проезжая по Москве, или будучи с детьми в других городах, обращать их внимание на памятники погибшим воинам.
Во время бесед я спрашиваю детей, где они видели монументы в нашем городе. Ваня вспомнил:
«Я видел возле метро «Войковская» большие фигуры солдат на мосту. Они преграждают въезд в Москву. Мне дедушка рассказывал про 28 героев-панфиловцев, которые почти все погибли, но не пропустили врага в город.
Многие скульптурные произведения, рассчитанные на восприятие взрослых, могут быть интересны и для старших дошкольников. Надо лишь в доступной форме разъяснить им содержание скульптуры, рассказать о ее художественных достоинствах и о том, что люди помнят погибших героев и преклоняются перед ними, их мужеством, героизмом.
Рассматривая скульптуру малой формы «Пограничник с собакой», дети рассказывали: «Эта скульптура изображает мальчика и собаку. На мальчике пилотка. Он пограничник. У него встревоженный, взволнованный взгляд. Уши у собаки торчат, она насторожилась. Мальчик и собака, наверное, заметили нарушителя границы. Сейчас они его выследят и сообщат на заставу». Скульптура никого из детей не оставила равнодушными.
Они отмечали, какие выразительные использовал скульптор, передавая храбрость, смелость, находчивость юного пограничника.
С детьми подготовительной к школе группы мы организовали экскурсию в Музей вооруженных сил. Некоторые произведения искусства оказались уже знакомы детям. («Штурм Рейхстага», «Победа»). Узнали на портрете выдающегося полководца Великой Отечественной войны маршала Г. К. Жукова.
Большое впечатление на детей произвела приглашенная Н. Е. Такие музеи есть почти в каждом районе. Н. Е. с боевыми наградами на груди рассказывала детям о сражениях, в которых учавствовала, показала на фотографии погибших фронтовиков, которые тогда были совсем молодыми. Дети рассмотрели трофеи на витрине: немецкий пулемет, автоматы, каска, в конце экскурсии пригласили ветеранов на праздник в детский сад, вручив им пригласительные билеты, которые сами же нарисовали.
Дети с нетерпением ждали гостей, приготовили им подарки: рисунки, аппликации, цветы. Среди гостей были и женщины. Дети удивились, что у пожилых женщин столько орденов, медалей. После самодеятельного концерта спросили у взрослых, почему «дедушки и бабушки» плакали. Воспитатель ответила : от переполнявших их чувств.
Подводя итог, можно сказать, что в течении учебного года у нас сложилась система работы по нравственно- патриотическому воспитанию по такому плану :
1. Рассматривание с детьми картин извесных зудожников о Великой Отечественной войне.
2. Экскурсии в Музей вооруженных сил и Музей ветеранов.
3. Рассказывание о скульптуре малой формы (на примере скульптуры «Пограничник с собакой»).
4. Лепка после знакомства с этой скульптурой.
5. Рассматривание памятников – монументов на иллюстрациях.
6. Рисование на тему «Портрет ветерана».
7. Беседа о празднике Победы 9 мая.
8. Составление праздничного панно к оформлению зала.
9. Консультации для родителей по данному вопросу.
10. Совместное с ветеранами Великой Отечественной войны проведение праздника в детском саду.
Большое впечатление произвело приглашение на праздник Н. Е., бывшей медицинской сестры детского сада.
Она пришла с боевыми наградами на груди. Рассказала о своих годах, которые пришлись на годы войны, как она спасала и выносила с поля боя раненых,как ухаживала за ними, помогала выздоравливать. А после войны, в день победы она встречалась с воинами- однополчанами. Дети приготовили им подарки: рисунки, аппликации, цветы и после этого часто вспоминали эту встречу. Ребята спрашивали, а почему Н. Е. плачет? Я им сказала, что от переполнявших ее чувств.
Большое значение для патриотического воспитания оказывают экскурсии с детьми к памятнику О. Кошевому в школе № 681. Показали, что народ чтит их память и рядом с нами в школе есть памятник, куда мы 1 сентября и 9 мая носим цветы и напоминаем детям, что 9 мая- всенародный праздник. В этот день принято бывать на могилах погибших воинов, будет праздничный салют.
Мы даже выучили песню Блантера – «Катюша».
В годы войны Москва была фронтовым городом, отсюда на фронт шли со всей страны военные составы с солдатами. Москва носит звание города- героя.
Необходимо так руководить процессом воспитания, чтобы уже с детского возраста детей волновало настоящее и будущее Отчизны. Мы стараемся воспитывать заинтересованность событиями, происходящими в их жизни, интерес к культуре, истории, выделяем условия для развития патриотических чувств.
В данном возрасте закладываются предпосылки для возникновения и развития патриотического чувства, которое проявляется в более старшем возрасте.
У дошкольников мы формируем эмоциональное отношение к родной стране. Учитывая широту понятия «родина», у детей формируем представление о родной стране, уважение к государственной символике (Гимну, Флагу, Гербу, интерес к культуре, истории.
Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чувства, знакомим детей с достопримечательностями своего города, рассказываем о труде людей. Основы патриотизма начинаются с семьи, где члены семьи любят друг друга, родители заботятся о своих детях.
Мы воспитываем доброе, внимательное, уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь. У девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности, порядку. Знакомим детей с русской народной культурой, с работами Городецких, хохломских мастеров, знакомим с русской матрешкой, с устным народным творчеством- пословицами, поговорками, прибаутками.
Мы знакомим детей с понятием «Семья» на примере семьи петушка. Показали, что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях. Читали потешки о петушке, курочке, заучили потешку «Петушок».