Николаева Елена Александровна
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
“Рука является вышедшим наружу головным мозгом”
И. Кант
Люди начинают осваивать мир с младенчества, и этот процесс продолжается всю нашу жизнь.
На каждом этапе жизни ребенка движения играют важнейшую роль.
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Тема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста актуальна тем, что позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребенка к школе. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе. Под понятием мелкой моторики подразумевают скоординированные точные движения пальцами рук. Дети с хорошо развитой мелкой моторикой, умеют логически рассуждать, у них на высоком уровне развиты память, внимание и связная речь.
В школе дети часто могут испытывать трудности в овладении письменных навыков, так как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма предполагает работу мелких мышц и всей руки, хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, а также стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Многими учеными доказано, что развитие рук тесно связано с развитием речи и мышлением ребенка.
Наибольшим интересом и способностями к познавательной деятельности, совершаемой руками, обладают дети в возрасте от 3 до 7 лет, и особенно к коллективной. И потому, занятия на развитие мелкой моторики проходят активно и занимательно.
Одним из наиболее эффективных и интересных способов развития мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Они способствуют развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение рук, а также расслабить мышцы всего тела. Такие упражнения помогут улучшить произношение многих звуков. Чем лучше развиты пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Развитие кисти играет важную роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. И поэтому, когда движения пальчиков достигают достаточной точности, начинается словесная речь ребенка. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Цель занятий по развитию моторики рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
У разных народов пальчиковые игры были распространены очень давно. В Японии используют упражнения для ручек с грецкими орехами. Отличное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. В нашей стране с раннего детства играли в «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока-белобока». В наши дни специалисты возрождают старые игры и придумывают множество новых.
Пальчиковые игры – это великолепный и универсальный дидактический, развивающий материал. Данные игры направлены на то, чтобы нервные окончания рук воздействовали на мозг ребенка, и мозговая деятельность активизировалась. Пальчиковые игры выступают отличным помощником для подготовки руки ребенка к письму и развития координации. А использование в таких играх стихов, считалок и песен поспособствует параллельно развивать речь. В целом, родители или педагоги могут сами создать пальчиковые игры, использовав любые стихотворные произведения, придумать сопровождающие речь движения пальцев – начиная с простых, а затем эти движения усложнять.
Пальчиковые игры можно использовать в любое время, но не стоит забывать некоторые правила:
1. Попробуйте поиграть самостоятельно и добиться четких движений рук прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с ребенком.
2. Перед игрой выстройте нужный эмоциональный настрой ребёнка, заинтересуйте его.
3. Начните игру с разминки: простые сгибания и разгибания пальцев.
4. Разучивая новую игру выполняйте все движения пальцев и рук медленно. Если у ребенка не получается выполнить нужное движение самостоятельно, следует взять его руку в свою и выполнить действие вместе с ним.
5. Важно добиваться, чтобы ребенок выполнял движения с оптимальной амплитудой и нагрузкой. В противном случае пользы не будет.
6. Чтобы приобретенные навыки закреплялись нужно проводить пальчиковые игры систематически, ежедневно, а также следует повторять знакомые, понравившиеся ребенку игры и одновременно разучивать новые.
7. Применять нужно игры с применением сжатия, растяжения, расслабления кисти руки и изолированных движений каждого пальца. Повторяйте игры для каждой руки.
8. Регулируйте продолжительность игр в зависимости от возраста ребенка. Для детей до 3 - 4 лет рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для детей 4 - 7 лет – 10-15 минут в день.
9. Взрослый должен произносить тексты пальчиковых игр очень выразительно, а движения выполнять синхронно с текстом. Ребенку при затруднении в проговаривании текста можно просто выполнять движения вместе с взрослым.
Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у дошкольников при тесном взаимодействии со взрослыми, а также слаженная и умелая работа пальчиков ребенка оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. В процессе пальчиковых игр ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. А также эти игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.