Получи документы

Роль музыки в социализации воспитанников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Светлана Матвеева
Роль музыки в социализации воспитанников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Роль музыки в социализации воспитанников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

…Понятие о прогрессе как источнике и цели исторического движения …должно быть прямым и непосредственным выводом из воззрения на народ и человечество как на идеальные личности.»

/ В. Г. БЕЛИННСКИЙ / .

Действительно, прогрессом человечества двигают личности.

Потому, заказ нашего общества выражается в потребности творческой личности – нестандартно мыслящей в любых жизненных условиях. Нужен человек, который обладает высокой степенью самоуважения к себе и к другим.

Публикация «Роль музыки в социализации воспитанников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах

Муниципальное образовательное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей работает над решением проблемы социальной дезодаптации выпускников, занимается подготовкой воспитанников к выпуску, интеграцией детей в общество – что называется социализацией.

Что такое СОЦИАЛИЗАЦИЯ? Это процесс усвоения ребёнком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, качественное преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.

ЦЕЛЬЮ ВОКАЛЬНОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ «ВЕТЕРОК» ЯВЛЯЕТСЯ - ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ.

Вступление:

Музыкальное искусство возникло в глубокой древности. Уже тогда в каменном веке ЗВУК был одним из важнейших эмоциональных выражений жизни человека. Вспомните древние ритуалы: заклинания оружия на удачную охоту, к победе над врагом, заклинание небес и духов, сил природы. В озвучивании голосом отражалось и эмоциональное состояние людей, чувства, отзывчивость на происходящие события, это была как форма первоначального общения людей. Заметьте, что даже животные имеют и исполняют свои песни. Волки, киты, олени, тигры и многие другие передают голосом, звуком - информацию, чувства. Голосу издавна придавались магические свойства. По раскопкам, которые говорят о возрасте памятников древности, музыкальному искусству вот уже 2500 лет. Хотя некоторые историки сомневаются, возражая, что это недоказуемо, что это только миф и т. д… Я говорю о легенде о ОРФЕЕ, плывшем в Колхиду на корабле «АРГО». Оружием Орфея были его голос и «золотая» кифара – музыкальный инструмент, похожий на лиру. Ими Орфей творил чудеса – это был могущественное оружие: волшебству его пения были подвластны не только люди и животные, даже и деревья и скалы, заслушавшись его, останавливали своё течение реки… Музыканты не спрашивают у Орфея свидетельство о рождении : для них он вечно живой образ. Он бессмертен потому, что олицетворяет силу МУЗЫКИ, ибо музыка, рождённая большими благородными чувствами любви и верности, никогда не перестанет: волновать чуткие человеческие сердца, объединять людей, воодушевлять их, отражая культуру и разум, развивая художественные фантазии.

Радостно встретить человека, способного искренно выражать свои чувства, мысли, убеждения, предположения. Здорово, если высказывания собеседника отличаются оригинальностью, творческой неожиданностью, даже если мы не согласны с этими мыслями, то, это нас заставляет искать контраргументы, провоцируют на альтернативные замыслы.

Так может ли музыка влиять, воспитывать, способствовать развитию социализации человека, подрастающего поколения?

Попробуем ответить на этот вопрос, через познание и решение проблем, которые часто возникают в процессе музыкальных занятий. Это Проблемы познавательно – психической ориентации : память, внимание, мышление, воображение, восприятие, представление ….

Проблема : ВНИМАНИЕ.

Решение : игры «зеркало» по Станиславскому, прошу вспомнить, или посмотреть заранее и запомнить, или совместный просмотр выступлений эстрадных певцов, деятелей искусств. Обратить внимание на сценический имидж, жесты, артикуляцию. Обсуждение, что понравилось, а что нет, почему, как бы это сделал ты. Таким образом, ребята развивая внимание, включают механизм : я – понимаю, высказываю, думаю, развиваюсь.

«…Мало наблюдать, надо понимать смысл происходящего вокруг нас …»

/ СТАНИСЛАВСКИЙ /.

Проблема : ПАМЯТЬ.

Очень часто жалуются педагоги, что наши дети не могут запомнить элементарные, короткие фразы, стихи, пересказать прочитанное.

Решение: на примере работы с песней, сначала я разбираю смысловое содержание текста. Далее ведётся работа над выразительностью интонаций и их произношение, а поняв и «пропустив» через себя, ребёнку подсказывается пример, где он может использовать этот навык.

Проблема : МЫШЛЕНИЕ (Творческая пассивность)

Решение : проигрывание различных вымышленных ситуаций, где даё тся задание: придумать сценический образ для себя или малышей (костюм или добавить элемент к нему, сценический имидж, досочинить сказку, песню, а на высшем уровне музыкальная импровизация. Даются задания и на ориентацию жизненных ситуаций, Н-Р : «. ты вышел на сцену а у тебя не пошла фонограмма? твои действия?. Надоела песня, а приходится её исполнять в виду концертной деятельности? Что делать? и т. д.

Проблема : ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ.

Решение : если есть достижения, то и мотивация растёт. Нужны дозированные задания в зоне ближайшего развития, где главный ориентир на - пошаговое достижение успеха : порция (мини- задание)– успех., следующая порция. Здесь важен и личностный– человеческий контакт: педагог + ребёнок + взаимное уважение + доверие и сотрудничество.

Проблема: «ТОРМОЗА». (Дети имеющие заторможенную двигательную, эмоциональную, мыслительную реакцию).

Решение: Игры на быстроту реакции, развитие чувства ритма. Очень помогают танцевальные движения, через ощущения движения музыки, понятие о стиле, темпе, динамике звучания, и музыкальном развитии в худ. образе.

Проблема : НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ.

Решение : здесь надо говорить о чёткой организации труда коллектива, взаимопомощи, уважении к друг другу и к труду товарища. Здесь помогут и беседы, и наглядность чёткой и нечёткой организации, анализ причин её успеха или провала.

Ведение концертной деятельности, заставляет ребят чётко планировать своё время не только во время концертной программы, но и в своей жизни.

Проблема : АМБВИВАЛЕНТНАЯ САМООЦЕНКА.

Постоянная смена самоидентичности. Нет устойчивой концепции– «Я – индивидуальность». Расхождения между уровнем притязаний и реальными возможностями, ведёт к тому, что человек начинает неправильно себя оценивать – отсюда срывы, повышенная тревожность…

Решение: Дать ребёнку возможность реализовать свои способности. Здесь поможет приём «создания ситуации успеха». Очень важен учёт степени адекватности самооценки и возможностей ребёнка, индивидуальный подход к каждому.

Если не получается, то у ребёнка обычно первая реакция - нежелание работать и добиваться цели, тем более у наших детей. Важно не упустить момент интереса к делу, во время помочь, беря более лёгкое задание, дотянув его умения до нужного уровня или уровня сверстников. А может быть этот уровень – планка у каждого свой? И не надо забывать, что у детей разный уровень умственного развития, интеллект, способности, восприятие мира, наличие индивидуальных заболеваний. Необходимо, чтобы каждый результат, даже очень маленький, оценивался. Можно сравнивать успехи ребёнка только с его собственными, а не с успехами других детей. Тогда ребёнку захочется это повторить вновь и вновь. А значит начнёт формироваться чувство уверенности и смелости.

Проблема : ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГЛУХОТА.

Дети должны уметь проявлять свои чувства и понимать чувства других людей.

Решение : Занятия психогимнастикой, где благодаря работе мышц лица происходит активная разрядка эмоций. Восприятие невербального общения – ведёт к развитию коммукативных способностей, что является стержнем социальной адаптации. Научить общаться и понимать эмоциональное состояние других, адекватно реагировать – вот наша задача.

Проблема : РЕЧЕВАЯ (Низкий уровень развития речевых навыков).

Решение : Работа над артикуляционным аппаратом, развитие техники речи, тренировка интонаций. Важно чтобы ребята осознанно понимали и использовали в жизни этот навык – речевой выразительности : выразительно и понято могли передавать свои мысли, пополняли и использовали в общении свой словарный багаж.

Проблема : САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Большую трудность вызывает неумение преподнести себя окружающим и незнакомым людям. Часто наши дети теряются и не готовы к такому контакту, часто от страха перед реалиями нашей жизни, защищаясь, показывают себя с негативной стороны.

Решение : Формирование чувства уверенности. На примере создания сценического образа, умения выступать на публике, не теряясь применять наработанные специальные умения и навыки, ориентация в музыкальных образах, можно сформировать чувство уверенности и достоинства.

Проблема : СОЦИАЛЬНО - БЫТОВОЙ АСПЕКТ.

Как только наши дети оказываются без контроля, наблюдается спад наработанных соц. бытовых навыков: неряшливость, забывчивость, неорганизованность, распыляемость, растранжиривание средств, сил и т. д.

РЕШЕНИЕ: Отработка бытовых навыков: уход за собой, за своей одеждой, сценическим костюмом, (быть приятным самому себе и другим людям, бережное отношение к вещам, понимание, что своим умением красивого пения, внешнего вида можно найти контакт с любым человеком, даже иметь дополнительный заработок.

Вернёмся к вопросу.

Может ли музыка влиять, воспитывать, способствовать развитию социализации человека, подрастающего поколения?

Пение способствует развитию у детей не только специальных умений и навыков, необходимых для музыцирования, но и развивает : внимание, эмоциональную память, ассоциативно- образное мышление, чувства ритма. Развивается трудолюбие и выдержка, пополняется словарный запас, корректируется стёртая форма дизартрии, исчезают аграмматизмы, дети гораздо меньше болеют респираторными заболеваниями.

Теперь рассмотрим тот же вопрос на примере восприятия музыки человеком. Как взаимодействие с музыкой влияет на рост духовности в воспитании личности, а это и есть цель всего курса музыкальных занятий.

Почему через восприятие?

Потому что в человеке через слух включается механизм познавательных процессов. Восприятие музыки – это тесное взаимодействие с ней, включая обратную связь.

Высказывания – это впечатления нравственного содержания, которые отвечают за формирование духовности.

Т. О проявление индивидуального в результатах восприятия является признаком становления разума, духа, и человеческой индивидуальности.

Восприятие (музыки)– толкает на познание самого себя. Музыка влияет, воспитывает, развивает эмоциональное интонирование (отзывчивость)- а отсюда рост личностного качества. Познание музыкального бытия ведёт к познанию глубины личностных отношений, человека и человековедения.

Специалисты знают, что воспитанники школ – интернатов, детских домов – это особый контингент. Особенность заключается в том, что, как правило, дети имеют ряд отклонений поведенческого характера, которые обусловлены неустойчивостью психики, импульсивности поступков, пугливости и страхах, пессимизме и равнодушии, безучастности и нечистоплотности, порывистости и противоречивости поведения и т. п. Задача педагога – скорректировать эти недостатки в процессе организации воспитательной и обучающей работы.

Занимаясь с детьми музыкальной деятельностью можно обогатить социальный опыт ребёнка. Например: исполняя песню происходит вживаемость в образ и характер, зарождаются мысли, чувства, переживания, а значит, ребёнок учится властвовать своими мыслями, чувствами, действиями, поступками. Наука властвовать собой, быть хозяином своих слов, любых поступков – самая трудная, но важная наука.

Наше учреждение на апробированном опыте создало Модель социально-адаптированного ребёнка, выпускника интерната, д/дома, где создаётся и воспитывается социальная, трудовая, морально- волевая, физическая готовность.

СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ :

-адаптация к своему социальному статусу (да, я из детского дома, но я – ЧЕЛОВЕК, я тоже могу, умею, буду полезен, я ценю свою индивидуальность и мне можно доверять.

- навыки коллективной деятельности и общения (умение уживаться в коллективе, налаживать контакт, быть интересным людям – поможет умение держаться на сцене, находить контакт со зрителем.

- навыки организации самостоятельной жизни :

(самостоятельный контроль посещения занятий, планирование своего времени, а особенно ведя концертную деятельность).

ТРУДОВАЯ ГОТОВНОСТЬ :

- навыки самообслуживания (подготовка своего сценического костюма, самостоятельный подбор репертуара,)

-ориентация в мире профессий (возможность выбрать профессию связанную с музыкальной деятельностью).

МОРАЛЬНО - ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ :

- самооценка : достаточная сформированность волевых качеств, готовность к труду, ответственность.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ:

- навыки здорового образа жизни - (навыки правильного дыхания способствуют укреплению здоровья,

-отсутствие вредных привычек- (алкоголь и курение не помощники в звучании красивого голоса, сценического имиджа, ведь ты всегда на людях, на тебя смотрят, оценивают и ты должен быть на высоте).

Музыка – как одно из удивительнейших проявлений человеческого гения. Она имеет связь с другими искусствами, она отражает и впитывает историю человечества, как одного, так и разных народов. Условием социализации через музыку является – комфортный стиль общения, как с одним, так и работая в коллективе.

«Принцип искусства воспитания …гласит : дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого …».

/ И. КАНТ. /

…Дадим детям шанс, может быть, тогда отпадёт необходимость без конца рассуждать про наследственность …

/ отец АНАТОЛИЙ – настоятель

храма с. МАРВИНО /.

Публикации по теме:

Консультация «Семья и её роль в формировании социализации детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 «Страна детства» комбинированного вида г. Кызыла Республики.

Консультация для родителей «Семья и ее роль в социализации дошкольников» «Семья и ее роль в социализации дошкольников». ‹Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте.

Консультация для воспитателей «Роль музыки в духовном воспитании детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Роль музыки в духовном воспитании детей дошкольного возраста» Составила муз. руководитель: Мальцева В. Н.

Комплексная подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения «Комплексная подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни в условиях образовательного учреждения».

Праздник «Только раз в году», посвящённый Дню рождения «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей»Праздник «Только раз в году», посвящённый Дню рождения «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Праздник «Только раз в году», посвящённый дню рождения Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Танец «Хорошее настроение».

Роль семьи в социализации детей с синдромом Дауна Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных.

Сценарий мероприятия к 23 февраля «В честь нашей армии!» для воспитанников центра для детей-сирот Сценарий праздничного мероприятия к 23 февраля Воспитатель: Гриненко Виктория Александровна Лесозаводск, 2018 «В честь нашей.

Сценарий семейного часа для воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Мужали мальчишки в бою» КГБУ «Кытмановский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Сценарий семейного часа «Мужали мальчишки в бою». Бедарева В. А,.

Шахматный турнир для воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся.

Консультация для родителей «Роль классической музыки в воспитании детей» Жизнь классическои музыки в современном мире «Не надо думать, что старая музыка устарела, Подобно прекрасному правдивому слову.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыки в социализации воспитанников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 20:55
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль музыки в социализации воспитанников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Матвеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД