Татьяна Добрынина
Особенности обучения чтению детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Особенности и перспективы подготовки детей с нарушениями речи к обучению чтению с помощью символов (по Т. А. Ткаченко)."
Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь отстает от возрастной нормы. Сможет ли будущий школьник полноценно учиться? Справится ли со школьной программой? Подобные вопросы волнуют родителей современных дошкольников с раннего возраста. Подготовка ребенка к школе является основной задачей любого дошкольного учреждения. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и казалось бы нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму даже таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями.
Публикация «Особенности обучения чтению детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Для полноценной подготовки к школе детей с нарушениями речи нужно решить ряд задач, а именно:
• выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности,
• устранить фонетико-фонематическую недостаточность,
• сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового чтения,
• развить связную речь,
• предупредить нарушения письма и чтения, вероятность проявления которых особенно велика у детей данной категории.
Если ребенок имеет высокий познавательный уровень, выраженный интерес к обучению, хорошую работоспособность, у него нет расстройств в эмоционально-волевой сфере, нарушений внимания, памяти, речи, и все звуки он произносит четко, тогда с ним можно учить буквы в 4 и даже в 3 года. Однако, если какие-то фонемы произносятся им неправильно, запоминание букв дается малышу с трудом, чтение превращается в непосильную обязанность.
Современный метод, которым пользуются не только учителя начальной школы, но и педагоги дошкольных образовательных учреждений, является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что в процессе овладения чтением и письмом дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. Этот факт с одной стороны облегчает, а с другой – усложняет, делает более трудоёмкой работу. Ведь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Фонематическое восприятие -это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия требует специального планомерного обучения. Таким образом, подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания. Чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
Исходя из вышеизложенного, изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки, а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). Важно, чтобы воспроизведение звуковой оболочки слова стало правильным, анализирующим, послоговым. Только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами.
В свою очередь безошибочное определение количества и последовательности звуков в слове возможны только тогда, когда ребенок четко воспринимает, хорошо различает все фонемы родного языка и правильно их произносит. Следовательно, все три процесса — фонематическое восприятие, произношение звуков и звуковой анализ, — являясь основополагающими для подготовки к обучению грамоте дошкольника, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Фонематическое восприятие — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая.
Моделированием чтения является слияние звуков, материализованных с помощью символов. Выкладывание слов с помощью тех же символов есть аналог письма. Только и то, и другое происходит в облегченном, занимательном, игровом варианте.
Подбор символики для малышей — задача непростая, так как в возрасте 3- 4 лет мышление ребенка слишком конкретно, оно базируется в основном на чувственно воспринимаемых предметах и объектах. В то же время сопоставление, анализ, перенос образов, отвлечение и прочие операции мышления, необходимые для восприятия и усвоения ребенком любых условных обозначений, находятся еще в стадии формирования.
Формирование навыков звукового анализа, то есть операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов, начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные. Взрослому достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему со знакомыми детям геометрическими формами. (Звук У обозначается маленьким кружком, звук А -большим, И — горизонтальной полоской, О — овалом, вытянутым по вертикали, звук Ы — нижней половинкой круга. Звук Э не используется.) Не случайно выбран и цвет символов. Все геометрические фигуры, изображающие гласные звуки — одного цвета, чтобы внимание детей целиком сосредоточивалось на их форме. Цвет фигур красный соответственно символике, традиционно используемой для гласных звуков в добукварный период обучения грамоте.
Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них используется не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и определенный, связанный со зрительным, жестовый символ. Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления малыша.
Таким образом, использование специальных символов обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком, усиливает речевые кинестезии, улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи, ускоряет нормализацию произношения дошкольников.
Кроме того, перенос начала работы по звуковой аналитико-синтетической деятельности с использованием данной символики на более ранние (по сравнению с традиционными) сроки при опережающем развитии фонематического восприятия позволяет расширить рамки готовности детей к обучению грамоте.
Информационные источники:
1. Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду", Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
2. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи : метод. пособие /А. Н. Корнев. - М. ; Айрис-пресс, 2006.-128с. (библиотека логопеда-практика)
3. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. -- М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 48 с. (Практическая логопедия).
4. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника : Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. —32 с. (Практическая логопедия.)
5. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.— 112 с: ил
Интернет-ресурсы:
https://pedlib.ru
https://www.detskiysad.ru