Нина Васильева
Основные направления деятельности учителя-логопеда
Основные направления деятельности учителя-логопеда
Коррекционная работа учителя - логопеда в ДОУ направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
1. Основные цели деятельности учителя – логопеда
• Выявление детей, имеющих речевые нарушения.
• Коррекция речевых нарушений.
• Профилактика возникновения речевых нарушений у дошкольников.
Публикация «Основные направления деятельности учителя-логопеда» размещена в разделах
• Преодоление вторичных проявлений речевой недостаточности: затруднения в общении с окружающим миром нередко препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
2. Основные направления деятельности учителя – логопеда
• Оказание коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии.
• Консультирование педагогов по вопросам, связанным с развитием речи детей.
• Консультирование родителей по вопросам развития речи детей.
2.1 Коррекционно-развивающая деятельность
Оказание коррекционной помощи детям, испытывающим трудности в речевом развитии, осуществляется на коррекционно – развивающих занятиях. Коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
• Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
• Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
• Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
• Коррекция звукопроизношения разными способами;
• Автоматизация звуков в речи;
• Дифференциация звуков в речи;
• Обогащение словарного запаса;
• Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях совершенствуются моторные навыки, координация, ориентировка в пространстве и конструктивный праксис. Ведется работа над развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее входит формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.
2.2 Консультирование педагогов по вопросам, связанным с развитием речи детей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• индивидуальная работа;
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа, и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2 - 3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, учитель-логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.
Музыкальный руководитель помогает в коррекции речевых нарушений путем использования:
• музыкально-ритмических игр;
• упражнений на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
• этюдов на развитие выразительности мимики, жеста;
• игр-драматизаций;
• логопедических распевок.
В работе со специалистами учитель-логопед ведет тетради взаимодействия, в которые им заносятся рекомендации и задания по работе с детьми.
2.3. Консультирование родителей по вопросам развития речи детей.
Особое внимание учитель – логопед уделяет консультативной работе с родителями по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Она осуществляется в форме родительских собраний, индивидуальных, групповых консультаций, бесед, круглых столов, семинаров, открытых занятий. Широко импользуются логопедические стенды для родителей со сменным материалом.
Основными направлениями консультативно– просветительской работы логопеда с родителями являются:
• Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
• Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
• Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
• Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий).
• Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
3. Методическая деятельность
Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:
• разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
• перспективное планирование;
• изучение и обобщение передового опыта;
• участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
• поиск наилучших средств коррекции речи детей;
• изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
• самообразование;
• изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.
4. Аналитическая деятельность
Аналитическая работа позволяет логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:
• Проведение контрольных срезов.
• Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.
• Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).
• Подведение итогов работы за учебный год.
• Отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.