Татьяна Журавская
ОНР. Причины, лечение, профилактика
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи (ОНР). Причины, лечение, профилактика.
Аннотация.
В данной статье рассматривается определение понятия «общее недоразвитие речи». Обсуждаются причины ОНР. Также рассматривается лечение и профилактика.
Ключевые слова : логопедия, речь, нарушения речи, общее недоразвитие речи.
Публикация «ОНР, Причины, лечение, профилактика» размещена в разделах
Хорошая речь – важное условие полноценного развития детей. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Формирование речи – это сложный процесс. Оно происходит лишь тогда, когда достигнут определённого уровня развития головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша. Для того чтобы ребёнок заговорил, важна речевая среда. Дети имеют богатое речевое окружение: общение со сверстниками и родителями. Но для того, чтобы ребёнок заговорил правильно, родители сами должны говорить грамотно и чётко.
Недоразвитие речи общее – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при сохранённом слухе и интеллекте.
Общее недоразвитие речи – это, прежде всего, системное нарушение. То есть нарушены все компоненты речи: лексика, фразовая речь и грамматика, но при этом слух и интеллект остаются в норме. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.
ОНР подразделяется на 4 уровня:
1 уровень
— Тихие слова. Ребёнок будто лепечет. В речи используются в основном звукоподражания. Одно слово может обозначать разные предметы или действия. Ребёнок пользуется мимикой и жестами для уточнения.
— Грамматически слова не оформлены.
— Нет чёткой фразы.
2 уровень
— Словарный запас становится больше, но в словах ребёнок делает пропуски слогов, переставляет их местами, часто использует неправильные формы.
— Грубые грамматические ошибки в словах. Между собой слова не связаны.
— Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.
3 уровень
— Хороший словарь бытовых слов, но плохо усваиваются названия времен года, обобщающие понятия. Дети заменяют слова близлежащими, например, щенка называют собачонкой.
— В грамматике упрощаются предлоги, а в уменьшительно-ласкательной форме неправильно употребляются суффиксы, при счете ошибаются в окончаниях слов.
— Разговорная фраза больше развернута, но составление рассказа по серии сюжетных картинок или пересказ вызывает затруднение. У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи.
Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление. Для таких детей прекрасно подойдут упражнения на развитие познавательных функций.
4 уровень
— Дети затрудняются повторять слова со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонетического восприятия, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении.
— Словарный запас достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимаю значение слов, встречающихся редко.
— Дети испытывают трудности в логическом становлении событий, пропускают главное и уделяют внимание второстепенным деталям, повторяя сказанное ими ранее.
Все случаи общего недоразвития речи имеют общие симптомы, которые должны насторожить родителей. У детей задерживается начало формирования речи, то есть они начинают говорить свои первые слова в 3 или 4 года. Ребё нка очень трудно понять: в основном понимает его только мать. Малыш делает заметные нарушения как в лексике, так и в грамматике. Из-за того, что пассивный словарь больше, чем активный, ребёнок многое понимает, но мало может сказать.
Причины, приводящие к ОНР, имеют как внешние, так и внутренние факторы. К внутренним факторам относят сложную беременность – у матери имелись тяжёлые заболевания, происходил резус-конфликт между крупами крови матери и плода или переливание крови; родовые травмы; черепно-мозговая травма в раннем детстве; частые болезни; наследственность. К внешним факторам обычно относят окружение: неблагоприятные отношения в доме, отсутствие условий для своевременного развития речи (дефицит общения с родителями, имеющими проблемы с речью или слухом, няня-иностранка и прочее).
Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи выстраивается с учётом уровня развития речи. Так, при ОНР 1 уровня развивают понимание обращённой речи, активизируют самостоятельную речь и речевые процессы (память, внимание, мышление). На 1 уровне не учат правильно оформлять фонетические высказывания, но обращают внимание на грамматическую сторону речи.
При ОНР 2 уровня начинают развивать речевую активность и понимание речи, фразовой речи, лексических и фонетических средств языка. Уточняют звукопроизношение и вызывают отсутствующие звуки.
При ОНР 3 уровня развивают связную речь, совершенствуют лексическую и грамматическую стороны языка, закрепляют правильное звукопроизношение и восприятие. На этом уровне детей подготавливают к усвоению грамоты.
При ОНР 4 уровня дети должны достигнуть возрастной нормы устной речи. Им совершенствуют и закрепляют произносительные умения, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь. Также развивают графо-моторные навыки и навыки чтения и письма.
Дети с 1 и 2 уровнем общего недоразвития речи занимаются в специализированных школах для детей с тяжелыми речевыми заболеваниями, дети с 3 уровнем учатся в коррекционных классах при школе, а дети с 4 уровнем – в обычных классах.
Чтобы избежать развития ОНР у ребёнка мать должна отказаться на время беременности от вредных привычек и тщательно следить за своим здоровьем. Обоим родителям следует не запускать инфекционные заболевания и своевременно лечить их. И самое главное, как можно больше уделять времени детям, не игнорировать их, самостоятельно заниматься их развитием и воспитанием.
Коррекция речи – это упорный труд малыша, его родителей и логопеда. Лечение может затянуться на многие месяцы, поэтому важно начать его своевременно. Делается это в основном в возрасте 3-х или 4-х лет, когда у ребёнка формируются речевые навыки.
Чем вы больше разговариваете с ребёнком, тем больше стимулируете его речевую активность.
Список использованной литературы:
1. Чупров, Л. Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии. – М. : Из-во, 2012. – 184 с. ; Репринт РЕМ, 2013.
2. Польшина, М. А., Суслова, Н. М. Актуальные проблемы современной логопедии//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. - №8 (август). – С. 71-75.
3. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М. : Мир книги, 2008. – 248 с.
4. Кузнецова, Е. Е. Обучение детей с ОНР в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 188–191.
5. Борисова, Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М. : Сфера, 2011.
6. Докутович, В. В., Кыласова, Л. Е. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения. — Волгоград: Учитель, 2013.